Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
1.Расширить знания детей о государственной (герб, флаг, гимн) и народной(береза, матрешка)символике.
2.Способствовать развитию грамматического строя речи.
3.Развивать способность выражать сочувствие и желание проявлять эмоциональную поддержку и помощь людям.
4.Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.
Предварительная работа:
Рассматривание карты мира и глобуса Беседы о российской символике. Чтение стихотворений, пословиц, поговорок о Родине.
Материал и оборудование:
Магнитофон, аудиозапись государственного гимна.
Герб России
Флаг России
Портрет президента В.В. Путина
Макеты березок и матрешек
Предметы, изготовленные из березы
НОД в подготовительной группе на тему ”Символика нашей России”
Ход:
Звучит музыка В. Шаинского “Чунга-чанга”. В группу прилетает воздушный змей. На хвосте змея прикреплено письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: Воздушный змей.
Воспитатель: А что у него висит на хвосте?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и узнаем, кто нам его отправил.
Воспитатель читает письмо:
«Ребята, мы живем в Африке. Мы хотим познакомиться с новыми друзьями. Напишите, пожалуйста, в какой стране вы живете? Как называется ваша столица?
Есть ли у вашей страны свой гимн, герб, флаг? Расскажите нам о вашей стране. Напишите нам ответ,а волшебный воздушный змей принесет нам ваше письмо.
С уважением дети с острова “Чунга-чанга”
Воспитатель: Ну что, ребята отправимся в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Дети посмотрите на карту. В какой стране вы живете?
Дети: в России
Воспитатель: Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны - зима, а на другом-лето. Кто нам расскажет стихотворение о России?
Ребенок читает стихотворение: Как велика моя земля! Как широки просторы: Озера, реки и поля, Леса и степь и горы! Раскинулась моя земля От севера до юга. Когда в одном краю весна- В другом снега да вьюга.
Воспитатель: Ребята, назовите столицу России?
Дети: Москва.
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: это герб, флаг, гимн. Есть они и у России. Мы с вами знакомились с ними. Давайте рассмотрим герб нашей страны. Что на нем расположено?
Дети: На красном щите расположен двуглавый золотой орел. Одна голова обращена на восток,другая на запад. Над головами орла – три короны. Правой лапой орел сжимает жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В левой лапе –золотой шар с крестом наверху.
Воспитатель: Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство наше сильное и непобедимое. На груди орла тоже красный щит. На нем изображен всадник. Это Святой Георгий Победоносец-защитник нашего Отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В правой руке серебряное копье, которое помогло победить дракона. Конь воина топчет дракона копытами. В этом гербе отразилась борьба добра и зла.
Кто расскажет стихотворение о гербе России? (декламирование стихотворения) У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый. Он России дух свободный.
Воспитатель: Георгий Победоносец-защитник нашего Отечества, поэтому его увековечили на гербе России. Для чего нужен герб государству?
Дети: Чтобы мы могли отличить одно государство от другого. Чтобы отличить денежные знаки своей страны от других стран. Герб расположен на пограничных столбах, печатях, на почетных грамотах, дипломах, государственных книгах.
Воспитатель: Дети, найдите российский флаг среди множества флагов. Почему вы думаете, что это российский флаг?
Дети: Российский флаг состоит из трех полос. Вверху белая полоса, в середине- синяя, а внизу- красная.
Воспитатель: Что же обозначает белая полоса?
Дети: Белый цвет – это цвет мира.
Воспитатель: Правильно ребята. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Что обозначает синяя полоса?
Дети: Синий цвет-это цвет неба и воды.
Воспитатель: Что обозначает красный цвет?
Дети: Красный цвет –это символ силы.
Воспитатель: Правильно. Наша страна сильная и миролюбивая.
Ребенок читает стихотворение: Белый цвет – березка, Синий- неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет.
Воспитатель: Белые, синие, красные цвета - это красота окружающего мира, добро и справедливость. Государственный флаг, герб России находятся на зданиях Администрации Президента Р.Ф., Государственной думы, Верховного суда и т. д. Дети, скажите мне, какая главная песня России?
Дети: Гимн.
Воспитатель: Гимн – это величественная и торжественная песня. У каждого государства обязательно есть свой гимн. В каких случаях исполняется гимн?
Дети: В торжественных случаях, при поднятии флага, при вручении наград, в начале Олимпийских игр, при встрече иностранных гостей.
Воспитатель: Гимн исполняется и слушается стоя.
Звучит гимн, дети слушают стоя.
Воспитатель: Дети, кроме государственной символики есть еще и народная символика. Когда рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку. Березы – красавицы русского леса: стройные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Это символ и гордость русского!
Чтение стихотворения ребенком: Я - березка русская, Зимой стою я грустная, А летом расцветаю И листьями играю. Когда придут морозы, Все листики ,как слезы, На землю упадут, Весной опять придут.
Воспитатель: Ребята, а какие предметы делают из березы, какую пользу она приносит людям? Рассмотрим эти предметы.
Дети: Это полено березовое. Люди ими топят печки и получают много тепла.
Воспитатель: А еще, дети, давным-давно, когда не было электричества, вечерами люди зажигали лучинки березовые для освещения. Ребята, а вы знаете, что изготавливают из бересты?
Дети: Из бересты изготавливают лапти, туески, лукошки.
Дети рассматривают предметы из бересты.
Воспитатель: Дети, а для чего нужен березовый веник?
Дети: Веник нужен в бане, чтобы париться. Он помогает от болезней.
Воспитатель: Правильно, дети, береза - это лечебное дерево. Из почек делают настойки, а из гриба чаги можно заваривать чай и пить, очень полезно. Также полезен березовый сок. Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, что это за фигурки?
Дети: Это матрешки.
Воспитатель: Матрешка-это тоже символ России. Когда приезжают иностранные гости, то обязательно покупают матрешку. Нигде в мире нет таких славных и красивых матрешек. Делают матрешек из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Каждая матрешка расписана по – своему. В одной матрешке умещается несколько штук.
Дети рассматривают матрешек.
Воспитатель: Вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами очень много узнали о нашей Родине. Вам понравилось путешествовать? Что нового и интересного вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы напишем письмо друзьям из Африки, вложим туда ваши рисунки и фотографии и отправим по почте. Но это еще не все. Дети с острова “Чунга-чанга” прислали вам еще посылку с очень вкусными бананами. Угощайтесь.