В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!
СОКРАТ
Работая в детском саду старшим воспитателем, понимаю всю значимость методической работы в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего моя работа способствует активизации, развитию и повышению педагогического мастерства и направлена на пополнение теоретических и практических знаний воспитателей, отвечает за постоянное совершенствование работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогике.
Проблема повышения педмастерства воспитателей является одной из самых сложных. Поэтому я стараюсь оказывать действенную и своевременную практическую помощь педагогам в совершенствовании форм и методов работы с детьми. Данная страничка моего педагогического альбома посвящена циклу интеллектуальных игр для воспитанников старшего дошкольного возраста «Удивительная игра – шахматы»
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? С таким вопросом однажды обратились к нам, педагогам, родители наших воспитанников. Ребятам на тот момент шёл 5-ый год. Не смотря на подтверждения многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим, что в шахматы можно начинать играть с 3-4 лет, мы всё же решили начать с обучения детей игре в шашки.
За год наши малыши настолько освоили шашки, что мы даже вышли на окружные соревнования по шашкам среди дошкольников. Предварительно, конечно, в детском саду часто устраивали шашечные турниры и тематические досуги, разнообразные сценарии которых существует в различных источниках, чего нельзя сказать о шахматной теме. И вот, когда мы коснулись шахматной темы, то испытали трудности – для дошкольников практически нет таких сценариев.
Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась! Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.
Шахматное Королевство (для детей старшего дошкольного возраста)
Перечень атрибутов и декораций: Для оформления зала: Воздушные шары чёрного и белого цвета. На центральной стене вывеска «Шахматное Королевство», шахматные часы У центральной стены напольные модули чёрного и белого цвета для конструирования. Чертёж – образец построения Шахматного Королевства Импровизация гостиной Королевы (стол сервированный приборами в шахматной тематике, трон) Шахматное поле (3Х3 м) Шахматные стенды Флаги чёрного и белого шахматного войска.
Для эстафет: Магнитные мольберты. Обручи. Ориентиры.
Костюмы: Накидки для детей с изображением шахматных фигур. Костюм Королевы. Белые и чёрные значки для детей, принимавших участие в эстафетах.
Задачи: популяризировать шахматы среди дошкольников; расширять кругозор; воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.
Предварительная работа
В группу ребятам приходит письмо: «Ребята, помогите! Шахматное Королевство восстановите! В Королевстве плохие перемены – Рухнули все наши стены. Шахматные фигурки слёзы льют, Вас, ребята, на помощь зовут. Приходите, помогите, Королевство обновите! Шахматная Королева»
Под музыку дети заходят в музыкальный зал.
В зале декорации Шахматного Королевства.
-Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка Шахматного Королевства. И очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли на помощь. Беда у нас случилась: Королевство развалилось. Потому случилось так – Мальчик был один мастак Всё ломать, крушить и рвать. С другом в шашки он играл, Вдруг на друга осерчал: Все фигурки разбросал, Поле шахматное сломал. И теперь у нас беда. Помощь ваша нам нужна! Надо всё восстановить – Королевство обновить. Знаю, В шашки любите играть, Игру в порядке содержать. Ломать и кидать фигурки не надо. Порядок в Королевстве вам за это награда! Коль Королевство мы новое с вами построим, Порядок в Королевстве мы восстановим. Сразу фигурки все счастливы станут, «Спасибо огромное» хором вам скажут. А я научу вас новой игре На этой волшебной в клетку доске!
«Шахматы» эта игра называется, И вам она точно понравится! А поможет вам построить Королевство вот этот чертёж, Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож! Ребята, что сидят напротив меня, Я приглашаю вас сюда- Берите чертёж, посмотрите внимательно И приступайте к постройке старательно!а
Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета:
Шахматная Королева: - Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало! Вам нравится? Вам, ребята, дам наказ: Каждый день и каждый час, Чтобы играм и игрушкам впредь больше не страдать, Надо вам, ребята, их в порядке содержать!
- В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы знаете? Дети называют.
- Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.
По полю маршируют Пешки – белая и чёрная (2 ребёнка):
1 ребёнок: Мы – опора Королевского престола.
Вместе Тра-ля-ля; тра-ля-ля.
2 ребёнок: Шагаем лишь вперёд, А не наоборот.
1 ребёнок: По чину нам положен Один короткий шаг,
2 ребёнок Зато назад не может Нас передвинуть враг.
Шахматная Королева: - Посмотрите, какие молодцы, а?! Умрут за Короля, но не отступят назад ни на шаг! Это отважные солдаты-пехотинцы Шахматного Королевства. И шагают они по военному уставу: «Только вперёд! Ни шагу назад!»
1 ребёнок: Мы – шахматные Пешки, В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд, Назад не знаем ход.
2 ребёнок: За нами «офицеры», За нами «Короли», «Ладьи» и «Королевы» И конные полки.
1 ребёнок: Наискосок: налево и направо Мы «бить» имеем право. А коль в конец доски дойдём, Фигуру новую берём.
2 ребёнок: Пешку малою фигурой звать нельзя: Она лишь в час своей кончины, Когда удастся ей достичь вершины, Получит звание «фигуры», хоть – Ферзя.
Шахматная Королева: Пешка, маленький солдат, Лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат Отправиться вперёд. На войну, не на парад Пешка держит путь, Ей нельзя пойти назад, В сторону свернуть. Всю доску пройти должна Пешка до конца – Превратится там она В генерала, не в бойца.
Вслед за Пешками маршируют две Ладьи - белая и чёрная:
1 ребёнок: Я силой и мощью своей Лишь по прямым полям И линиям прокладываю путь.
2 ребёнок: И горе тем, кто на пути моём Пытается «вздремнуть».
Шахматная Королева: Видимо Ладья упряма, Если ходит только прямо. Не петляет: прыг да скок, Не шагает наискосок. Так от края и до края Может двигаться она. Эта башня боевая Неуклюжа, но сильна! Посмотрите, каковы Сильные защитники мои!
После Ладьи на поле выходят Слоны - белый и чёрный:
1 ребенок: Когда мы встанем в строй, Нас спутает любой. Но лишь начнётся бой, У каждого путь – свой.
2 ребёнок: Я смел, силён, достаточно высок. Предпочитаю ходить и «бить» Всегда по-своему: наискосок!
Шахматная Королева: Если Слон на белом поле Встал вначале (не забудь!), Он другой не хочет доли – Знает только белый путь. А когда на поле чёрном Слон стоит, вступая в бой, Ходит, правилам покорный, Чёрной тропкой Слон такой. До конца игры Слоны Цвету одному верны! -
Шахматная Королева: А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!
На поле выходят Кони - белый и чёрный:
1 ребёнок: Прыгнет Конь – подковы звяк! Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг!
2 ребёнок: И повадки у лошадки Необычны и смешны: Притаится, словно в прятки, И скакнёт из-за спины.
Шахматная Королева: Посмотрите-ка, друзья: В каждом углу стоит Ладья. Рядом с Ладьями Кони видны, Рядом с Конями встали Слоны. А перед ними стали стеной Пешки-малышки – одна за другой. С целой армией такой Можно отправляться в бой!
Шахматная Королева: - Ребята, вы хотели бы научиться сражаться в шахматы на шахматной доске? Я дарю вам в группу вот эту замечательную книгу «Малыши играют в шахматы» (В.Г.Гришин), в которой рассказываются удивительные путешествия ребят в Шахматном Королевстве. Эта книга познакомит вас с Ферзём и Королём, поможет вам научиться играть в такую увлекательную игру, как шахматы.
Шахматная Королева: -А сейчас я прошу вас, милые фигуры, покинуть шахматное поле и присоединиться ко всем ребятам.
Уходят с шахматного поля в том же порядке, как выходили: Пешки, Ладьи, Слоны и Кони под маршевую музыку в соответствии с ходом шахматной фигуры.
Шахматная Королева: - Ребята, теперь я предлагаю вам принять участие в «шахматных эстафетах».
Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные».
В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур.
Шахматная Королева: Белый отряд, чёрный отряд – Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же – в отряде другом. Рядом все стали плотной стеной Начинаем мы эстафетный бой.
Эстафета «Собери свой портрет»: на магнитной доске требуется составить 2 Ладьи из разрезных картинок. Собирают части в одно целое по одному участнику команды («Ладья» белая и «Ладья» чёрная).
Эстафета «Сделай ход конём»: перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому. Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня». Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.
Эстафета «Кольцеброс»: Сделать бросок наискосок На хобот Слона набросить кольцо. Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.
Эстафета «Пешки - крепкие орешки»: - Каждая Пешка знает свою роль: Если Пешки – крепкие орешки, Непобедим наш шахматный Король! Пешки той и другой команды по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного игрока и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая стойкая и быстрая команда.
Шахматная Королева: - Ребята, молодцы! В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители. Мамы и папы, время не теряйте, Нам теперь вы помогайте! Время пришло представить вождей В войске которых нету важней.
На поле выходят 2 мамы и 2 папы: 2 Ферзя и 2 Короля (чёрные и белые).
Им выдаются отличительные знаки «шахматных фигур». Ферзь с Королём – Самые главные в войске своём.
Эстафета «Собери королевскую рать»: - Вся королевская рать Короля должна оберегать. Соберите команду свою: Коня, Слона и Ладью, Пешку не забудьте малую И перенесите их на сторону другую.
Ферзь и Король сцепляют руки и переносят каждого участника команды (детей, выполняющих роли шахматных фигур) с одной стороны поля на другую.
Итоги «шахматных эстафет». Всем детям раздаются воздушные шары чёрного и белого цвета. Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).
Используемая литература: стихи, которые читают дети, выписаны из книги В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы». Слова Шахматной Королевы – авторские.