Тема «Развития творчества детей в музыкальной деятельности» является темой моего самообразования с 2009 года в рамках более крупной темы «Социокультурное развитие дошкольников в процессе музыкального воспитания». Данная проблема меня заинтересовала потому, что в настоящее время:
- у современной педагогики существует потребность в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;
- состояние отечественного музыкального воспитания требует современного осмысления;
- возникла потребность в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для развития творчества детей.
В течении 2009 – 2012 году в детском саду была организована работа детского музыкального театра. Для работы данного театра была разработана специальная программа «Детский музыкальный театр «Катюша».
На наш взгляд, творчество старших дошкольников в условиях музыкальной деятельности может развиваться более эффективно на основе использования элементов театрализации.
Для реализации основной цели исследования - социокультурное развитие дошкольников в процессе музыкального воспитания в самом начале этого процесса были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень компетентности педагогов и их отношение к проблеме творческого развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
2. Определить возможности дошкольного учреждения в осуществлении работы по развитию творчества в музыкальной деятельности детей.
Разработать и апробировать диагностическую методику по выявлению первоначального уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.
Разработать показатели уровней и критерии оценки развития творчества в музыкальной деятельности детей.
Цель статьи: проанализировать состояние практики развития творчества детей в музыкальной деятельности в г.о. Чапаевск.
В соответствии с задачами исследования, нами было проведено анкетирование воспитателей и музыкальных руководителей детских садов г.о. Чапаевск Самарской области, направленное на изучение проблемы развития творчества у старших дошкольников в музыкальной деятельности на практике.
В анкетировании приняли участие 50 воспитателей и 30 музыкальных руководителей дошкольных учреждений городского округа Чапаевск в возрасте от 19 до 60 лет с педагогическим стажем от 1,5 до 33 лет, с высшим (25%) и средне-специальным (75%) образованием.
Анкеты состояли из 13 вопросов для воспитателей и из 12 вопросов для музыкальных руководителей. Для получения объективных данных по изучаемой проблеме в анкеты были включены вопросы, позволяющие педагогам высказать собственное мнение по данной проблеме, вопросы открытого характера и вопросы с альтернативой в выборе ответа.
Были предложены общие вопросы как для воспитателей, так и для музыкальных руководителей (вопросы №№ 1, 2, 3,4, 5, 8 (для воспитателей), № 9 (для музыкальных руководителей), ответы на которые отражают взгляды педагогов на актуальность проблемы развития творчества дошкольников на современном этапе. Остальные вопросы позволяют выявить позиции воспитателей и музыкальных руководителей как квалифицированных организаторов детской музыкальной деятельности.
Ответы на вопросы анкет позволили установить, что все музыкальные руководители - 30 человек (100%) и большинство воспитателей - 46 человек (92%) считают проблему развития детского художественного творчества актуальной и указывают на необходимость педагогического руководства данным процессом.
По мнению некоторых педагогов, возрастной период, в котором необходимо начинать работу по развитию творчества детей в художественной деятельности, колеблется в пределах от одного года до пяти лет. При этом большая часть из них - 37 (74%) воспитателей и 25 (83,3%) музыкальных руководителей считают, что эту работу необходимо начинать с 3-4 - летнего возраста. Заметим, что в большинстве научных исследований по вопросу развития творчества детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков и др.) отмечается, что самый оптимальный и благоприятный возрастной период развития творческих проявлений - третий год жизни.
Разногласие во мнениях прослеживалось при ответах музыкальных руководителей на вопрос: «Какие виды музыкального творчества детей Вы развиваете в своём дошкольном учреждении?» (вопрос № 6). Всего 2 (6,6%) педагога ответили, что развивают все виды музыкального творчества детей. Остальные отдают предпочтение одному или двум видам, в основном песенному или танцевальному. Причину этого явления мы видим в том, что в настоящее время имеются методические разработки по развитию отдельных видов музыкального творчества. В целом ряде современных парциальных программ по музыкальному воспитанию также основное внимание направлено на развитие одного вида творчества. Например, в программе «Искусство слышать» - песенному, в программе «Театр, музыка, дети» -танцевальному и музыкально-игровому и др.
Большая часть музыкальных руководителей - 23 (76,7%) для развития детского музыкального творчества использует такие традиционные формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия (типовые, тематические, доминантные, комплексные), развлечения и праздники (вопрос № 7).
Ответы педагогов показали, что для развития музыкального творчества детей используются указанные в анкете методы (вопрос № 8): использование метода творческих заданий - 22 (73,3%); метод активного наблюдения, накопление впечатлений об окружающем, обогащение опыта музыкальных впечатлений - 20 (66,7%); развитие способов самостоятельных действий- 17 (56,7%). Практики недостаточно активно используют проблемные методы и формы обучения для развития музыкального творчества дошкольников.
Полученный анкетный материал свидетельствует о том, что дети любят участвовать не только в музыкальной, но и в театрализованной деятельности: 25 воспитателей (50%) полагают, что дети с удовольствием инсценируют литературные произведения, музыкальные спектакли, сказки для настольного и кукольного театра. Педагоги наблюдали желание детей участвовать в режиссерских играх (пальчиковый театр, теневой театр и др.), в постановке спектаклей, сказок.
Дети любят драматизировать знакомые песни, сказки, а впечатления от этой деятельности передают в различных формах: самостоятельной музыкальной деятельности, на художественных занятиях и через сюжетно-ролевые игры. В данном случае музыкальная деятельность выступает составной частью театрализованной.
Отвечая на вопрос о создании специальных условий в групповой комнате для более эффективного развития творчества в музыкальной и театрализованной деятельности детей (вопрос № 8), большинство воспитателей считают, что в групповой комнате должны находиться атрибуты, уголок ряженья, костюмы, музыкальные инструменты (84%). В качестве одной из трудностей в его развитии педагоги определяют нехватку театрального и игрового оборудования.
Особый интерес представляют ответы на вопрос об использовании элементов театра в работе по развитию музыкального творчества дошкольников (вопрос № 11 для музыкальных руководителей). При их анализе сложилась следующая картина: 24 педагога (80%) из числа опрошенных считают эффективными «вхождение в образ», умение наделять адекватные действия персонажей и использование голосовых имитаций для передачи образа персонажа, использование музыкального сопровождения. Значительная часть педагогов уделяет большое внимание оформительским моментам спектакля. Высказывалось мнение о том, что развитие музыкального творчества детей невозможно без использования костюмов, декораций, атрибутов и элементов кукольного театра (18 музыкальных руководителей (60%)). При этом дети лишь в редких случаях стремятся самостоятельно сконструировать и изготовить декорации и костюмы для спектакля. Отмечались также такие элементы, как «действие детей в воображаемой ситуации», «умение действовать с воображаемым предметом» (И педагогов (36,7%)).
Воспитатели, испытывая определенные трудности в своей работе (вопрос № 9): 23 (46%), указывают, что в практике следует широко использовать приёмы, способствующие развитию музыкального творчества детей, такие как: показ способов действий, инсценирование и обыгрывание сюжетов сказок, художественных произведений. В качестве распространенных, не требующих дополнительных затрат со стороны воспитателя называют: слушание магнитофонных и грамзаписей, просмотр видео- и телепередач 10 (21%). Остальные ответы были представлены в единичном варианте: внесение игрушек, картинок, костюмов 2 (4%); посещение театра 2 (4%); миниатюры-перевоплощения 2 (4%); импровизация, творческие задания 4 (8%). 27 человек (54%) не смогли дать конкретного ответа.
Часть музыкальных руководителей - 16 человек (53,3%) отмечают, что в работе по организации музыкальной деятельности им помогают различные методические пособия (вопрос № 12). Другие - 14 (46,6%) указывают на нехватку методических пособий по развитию творчества детей, которые были бы «руководством к действию» для них.
Таким образом, анкетирование музыкальных руководителей и воспитателей отразило реальную картину работы педагогов по развитию творчества детей в музыкальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях г.о. Чапаевск Самарской области. Педагоги-практики отнеслись с пониманием и интересом к изучаемой нами проблеме, выражали желание и готовность решать её в условиях современного дошкольного учреждения, при этом отводя большую роль процессу интеллектуализации дошкольников.
Практические работники отмечают благоприятное влияние взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности на образность, эмоциональность, оригинальность детской продукции.
Желание детей создавать песенные импровизации, танцевальные композиции и переносить их в театральную постановку, передавать впечатления от прослушанной музыки в инсценировках свидетельствует о необходимости такого взаимопроникновения. Однако педагоги редко используют эту взаимосвязь в работе с детьми.
Отмечена ограниченность включения элементов одной деятельности в другую. Педагоги, если и включают элементы театра в музыкальную деятельность, то это, как правило, действия с куклами, фрагментарное обыгрывание детьми образа персонажа. Процесс включения элементов театра в музыкальную деятельность осуществляется бессистемно и далеко не всеми педагогами. Отдельные педагоги формализуют данный процесс, отстраняя детей от выбора роли персонажа, атрибутов, декораций, постановки инсценировки, подбора музыкального сопровождения. Мы считаем это одной из причин низкого уровня организации театрализованной деятельности в детских садах. Это подтверждается и ответами практиков на вопросы анкет, свидетельствующими о том, что в условиях общественного дошкольного воспитания отсутствует систематичность и последовательность в решении данной проблемы.
Результаты анкетирования убеждают нас в необходимости изучения поставленной проблемы, а также в правильности выбранного нами подхода к её решению.
- у современной педагогики существует потребность в поисках действенных механизмов музыкального воспитания;
- состояние отечественного музыкального воспитания требует современного осмысления;
- возникла потребность в инновационных авторских методиках музыкального образования и воспитания для развития творчества детей.
В течении 2009 – 2012 году в детском саду была организована работа детского музыкального театра. Для работы данного театра была разработана специальная программа «Детский музыкальный театр «Катюша».
На наш взгляд, творчество старших дошкольников в условиях музыкальной деятельности может развиваться более эффективно на основе использования элементов театрализации.
Для реализации основной цели исследования - социокультурное развитие дошкольников в процессе музыкального воспитания в самом начале этого процесса были поставлены следующие задачи:
1. Определить уровень компетентности педагогов и их отношение к проблеме творческого развития детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
2. Определить возможности дошкольного учреждения в осуществлении работы по развитию творчества в музыкальной деятельности детей.
Разработать и апробировать диагностическую методику по выявлению первоначального уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.
Разработать показатели уровней и критерии оценки развития творчества в музыкальной деятельности детей.
Цель статьи: проанализировать состояние практики развития творчества детей в музыкальной деятельности в г.о. Чапаевск.
В соответствии с задачами исследования, нами было проведено анкетирование воспитателей и музыкальных руководителей детских садов г.о. Чапаевск Самарской области, направленное на изучение проблемы развития творчества у старших дошкольников в музыкальной деятельности на практике.
В анкетировании приняли участие 50 воспитателей и 30 музыкальных руководителей дошкольных учреждений городского округа Чапаевск в возрасте от 19 до 60 лет с педагогическим стажем от 1,5 до 33 лет, с высшим (25%) и средне-специальным (75%) образованием.
Анкеты состояли из 13 вопросов для воспитателей и из 12 вопросов для музыкальных руководителей. Для получения объективных данных по изучаемой проблеме в анкеты были включены вопросы, позволяющие педагогам высказать собственное мнение по данной проблеме, вопросы открытого характера и вопросы с альтернативой в выборе ответа.
Были предложены общие вопросы как для воспитателей, так и для музыкальных руководителей (вопросы №№ 1, 2, 3,4, 5, 8 (для воспитателей), № 9 (для музыкальных руководителей), ответы на которые отражают взгляды педагогов на актуальность проблемы развития творчества дошкольников на современном этапе. Остальные вопросы позволяют выявить позиции воспитателей и музыкальных руководителей как квалифицированных организаторов детской музыкальной деятельности.
Ответы на вопросы анкет позволили установить, что все музыкальные руководители - 30 человек (100%) и большинство воспитателей - 46 человек (92%) считают проблему развития детского художественного творчества актуальной и указывают на необходимость педагогического руководства данным процессом.
По мнению некоторых педагогов, возрастной период, в котором необходимо начинать работу по развитию творчества детей в художественной деятельности, колеблется в пределах от одного года до пяти лет. При этом большая часть из них - 37 (74%) воспитателей и 25 (83,3%) музыкальных руководителей считают, что эту работу необходимо начинать с 3-4 - летнего возраста. Заметим, что в большинстве научных исследований по вопросу развития творчества детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьяков и др.) отмечается, что самый оптимальный и благоприятный возрастной период развития творческих проявлений - третий год жизни.
Разногласие во мнениях прослеживалось при ответах музыкальных руководителей на вопрос: «Какие виды музыкального творчества детей Вы развиваете в своём дошкольном учреждении?» (вопрос № 6). Всего 2 (6,6%) педагога ответили, что развивают все виды музыкального творчества детей. Остальные отдают предпочтение одному или двум видам, в основном песенному или танцевальному. Причину этого явления мы видим в том, что в настоящее время имеются методические разработки по развитию отдельных видов музыкального творчества. В целом ряде современных парциальных программ по музыкальному воспитанию также основное внимание направлено на развитие одного вида творчества. Например, в программе «Искусство слышать» - песенному, в программе «Театр, музыка, дети» -танцевальному и музыкально-игровому и др.
Большая часть музыкальных руководителей - 23 (76,7%) для развития детского музыкального творчества использует такие традиционные формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия (типовые, тематические, доминантные, комплексные), развлечения и праздники (вопрос № 7).
Ответы педагогов показали, что для развития музыкального творчества детей используются указанные в анкете методы (вопрос № 8): использование метода творческих заданий - 22 (73,3%); метод активного наблюдения, накопление впечатлений об окружающем, обогащение опыта музыкальных впечатлений - 20 (66,7%); развитие способов самостоятельных действий- 17 (56,7%). Практики недостаточно активно используют проблемные методы и формы обучения для развития музыкального творчества дошкольников.
Полученный анкетный материал свидетельствует о том, что дети любят участвовать не только в музыкальной, но и в театрализованной деятельности: 25 воспитателей (50%) полагают, что дети с удовольствием инсценируют литературные произведения, музыкальные спектакли, сказки для настольного и кукольного театра. Педагоги наблюдали желание детей участвовать в режиссерских играх (пальчиковый театр, теневой театр и др.), в постановке спектаклей, сказок.
Дети любят драматизировать знакомые песни, сказки, а впечатления от этой деятельности передают в различных формах: самостоятельной музыкальной деятельности, на художественных занятиях и через сюжетно-ролевые игры. В данном случае музыкальная деятельность выступает составной частью театрализованной.
Отвечая на вопрос о создании специальных условий в групповой комнате для более эффективного развития творчества в музыкальной и театрализованной деятельности детей (вопрос № 8), большинство воспитателей считают, что в групповой комнате должны находиться атрибуты, уголок ряженья, костюмы, музыкальные инструменты (84%). В качестве одной из трудностей в его развитии педагоги определяют нехватку театрального и игрового оборудования.
Особый интерес представляют ответы на вопрос об использовании элементов театра в работе по развитию музыкального творчества дошкольников (вопрос № 11 для музыкальных руководителей). При их анализе сложилась следующая картина: 24 педагога (80%) из числа опрошенных считают эффективными «вхождение в образ», умение наделять адекватные действия персонажей и использование голосовых имитаций для передачи образа персонажа, использование музыкального сопровождения. Значительная часть педагогов уделяет большое внимание оформительским моментам спектакля. Высказывалось мнение о том, что развитие музыкального творчества детей невозможно без использования костюмов, декораций, атрибутов и элементов кукольного театра (18 музыкальных руководителей (60%)). При этом дети лишь в редких случаях стремятся самостоятельно сконструировать и изготовить декорации и костюмы для спектакля. Отмечались также такие элементы, как «действие детей в воображаемой ситуации», «умение действовать с воображаемым предметом» (И педагогов (36,7%)).
Воспитатели, испытывая определенные трудности в своей работе (вопрос № 9): 23 (46%), указывают, что в практике следует широко использовать приёмы, способствующие развитию музыкального творчества детей, такие как: показ способов действий, инсценирование и обыгрывание сюжетов сказок, художественных произведений. В качестве распространенных, не требующих дополнительных затрат со стороны воспитателя называют: слушание магнитофонных и грамзаписей, просмотр видео- и телепередач 10 (21%). Остальные ответы были представлены в единичном варианте: внесение игрушек, картинок, костюмов 2 (4%); посещение театра 2 (4%); миниатюры-перевоплощения 2 (4%); импровизация, творческие задания 4 (8%). 27 человек (54%) не смогли дать конкретного ответа.
Часть музыкальных руководителей - 16 человек (53,3%) отмечают, что в работе по организации музыкальной деятельности им помогают различные методические пособия (вопрос № 12). Другие - 14 (46,6%) указывают на нехватку методических пособий по развитию творчества детей, которые были бы «руководством к действию» для них.
Таким образом, анкетирование музыкальных руководителей и воспитателей отразило реальную картину работы педагогов по развитию творчества детей в музыкальной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях г.о. Чапаевск Самарской области. Педагоги-практики отнеслись с пониманием и интересом к изучаемой нами проблеме, выражали желание и готовность решать её в условиях современного дошкольного учреждения, при этом отводя большую роль процессу интеллектуализации дошкольников.
Практические работники отмечают благоприятное влияние взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности на образность, эмоциональность, оригинальность детской продукции.
Желание детей создавать песенные импровизации, танцевальные композиции и переносить их в театральную постановку, передавать впечатления от прослушанной музыки в инсценировках свидетельствует о необходимости такого взаимопроникновения. Однако педагоги редко используют эту взаимосвязь в работе с детьми.
Отмечена ограниченность включения элементов одной деятельности в другую. Педагоги, если и включают элементы театра в музыкальную деятельность, то это, как правило, действия с куклами, фрагментарное обыгрывание детьми образа персонажа. Процесс включения элементов театра в музыкальную деятельность осуществляется бессистемно и далеко не всеми педагогами. Отдельные педагоги формализуют данный процесс, отстраняя детей от выбора роли персонажа, атрибутов, декораций, постановки инсценировки, подбора музыкального сопровождения. Мы считаем это одной из причин низкого уровня организации театрализованной деятельности в детских садах. Это подтверждается и ответами практиков на вопросы анкет, свидетельствующими о том, что в условиях общественного дошкольного воспитания отсутствует систематичность и последовательность в решении данной проблемы.
Результаты анкетирования убеждают нас в необходимости изучения поставленной проблемы, а также в правильности выбранного нами подхода к её решению.