"Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш".
Сегодня среда, конец дня. Люблю среду – уже прошла бОльшая часть недели, но осталось еще значительное количество времени, чтобы осуществить все задуманное и построить планы на будущее.
У учителя таких планов – как капель в море! Для каждого ученика – свои маленькие планы, свои маршруты, свои шаги к победе.
Алешу и Варю продолжать учить говорить звук Л в словах, расширять их кругозор, обогащать словарный запас. Сегодня узнали новое слово – ЛАТЫ, а заодно с ним и Витязь, Богатырь, и Щит и Меч, вспомнили про любимые мультфильмы (Алёша Попович и Тугарин Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник), рассмотрели в интернете картину Васнецова «Богатыри» (благо, теперь нам разрешено использовать на занятиях компьютеры).
С Анечкой придумаем рассказ про дуШистые подснеЖники, которые появляются весной на проталинках, она у меня умничка, творец, будущая журналистка, только пока звуки Ш и Ж путает!
Витю и Гоги буду учить «рычать» - не друг на друга, а друг С другом! Поиграем в игру «Тигры», выстроим диалог из одного только звука Р и интонационной окраски! Чем не актерское мастерство?
С Артемом и Олей труднее. Они еще не разговаривают, хотя им уже по 5 лет. Учу их петь гласные звуки – уже добрались до двусложных слов! Пою: СОООВЫЫЫ, а в ответ слышу: ОООЫЫЫ! Ура! Победа! Ребята сохранили слоговую структуру!
Аришка пришла после болезни. Как много она пропустила! Как о многом ей нужно рассказать! И у нее накопилось много интересного – ее кошечка по занавеске забралась на подоконник и скинула горшок с маминой любимой фиалкой. Мама хотела ругаться, а Аришка защищала кошечку, даже всю землю с пола убрала. И тогда мама обняла Аришку и почему-то заплакала, а потом засмеялась! «Екатерина Витальевна, почему?» - спрашивает она. А я молчу и сама еле сдерживаю слезы.
Лет 10 назад летом на даче вижу такую картину. Моя маленькая дочь пытается воткнуть в землю обломленный гладиолус, красивый, голубого цвета, сортовой, который я холила и лелеяла, на который приходили любоваться все соседи! Наверное, в этот момент я была похожа на быка на корриде, перед которым тореро развернул свой красный плащ! «Мама, мама, это я его сломала, прости меня!» и бросилась ко мне… А с другой стороны участка, где шло строительство бани, донесся голос мужа: «Катя, я случайно снес его бревном, было тяжело, не справился. Извини!»
Почему? Почему маленькая девочка встала на защиту взрослого сильного мужчины? Почему мама заплакала, когда Аришка убрала просыпанную землю? Почему???
Сколько еще таких вопросов поставит перед нами жизнь! Наверное, есть объяснение – мы правильно воспитываем своих детей.
Я думаю, что я не только учу, но и воспитываю «своих» детей-учеников, даю им не только сухие учебные знания, умения, навыки, но и прививаю умение сопереживать, радоваться и сочувствовать другим. Они меня тоже учат и воспитывают – учат находить новые пути решения и новые ответы на вечные вопросы. Ведь каждый ребенок – уникум, индивидуум. И в беседе с ним не может быть заготовок.
Однако не путайте заготовки с опытом! Недаром А.Пушкин говорил:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Почти 200 лет назад великий поэт вывел формулу инновационных технологий:
Инновация = дух просвещения + опыт + гений + случай!
Действительно, учитель должен быть просвещен, должен обладать колоссальным объемом знаний, и не только в своей специальной области, но во многих областях. Он должен суметь преподнести хотя бы часть своих знаний детям так, чтобы они загорелись желанием узнать еще больше.
Вспоминаю, как однажды я рассказывала своим детям о железнодорожном транспорте, о людях, чьи профессии связаны с железной дорогой, и показала на компьютере сюжет о детской железной дороге, которая функционирует в поселке Краково, что недалеко от Москвы. Это настоящая маленькая железная дорога, на которой работают дети! И машинистами, и контролерами, и дежурными по станции, и даже обходчиками подвижного состава и путейцами!
Как приятно мне было через несколько дней побеседовать с мамой Никиты А., которая сказала, что по настоянию сына им пришлось в выходные съездить в Краково и увидеть все воочию! Сын не отстал от родителей, пока его не отвезли и не прокатили по этой железной дороге! Он узнал, что дети с 8 класса занимаются в школе юного железнодорожника, он покупал билет у кассира – девочки 15-и лет, он с трепетом поздоровался с машинистом электропоезда – юношей 17-и лет, и был в полном восторге, когда путеец – его тезка Никита 16-и лет, позволил ему ударить специальным молотком по соединению на колесе настоящего электропоезда, чтобы проверить, есть ли сцепка!
Не менее важен опыт в работе учителя. Мы с благодарностью и уважением произносим имена наших учителей, поддерживая связь поколений, пользуясь их находками, изысканиями, научными и творческими трудами, программами и технологиями. Никто из логопедов не забудет таких ученых, как Правдина, Рау, Каше, Филичева, Фомичева, Чиркина, Мастюкова, Садовникова, Ефименкова, Шаховская, Лаврова, Архипова и множество других. Я горжусь, что они были моими учителями, преподавателями, что я впитала их энергетический посыл на лекциях в университете и, в дальнейшем, на курсах повышения квалификации!
Я переношу этот опыт в свою деятельность, он достаточно обширен, разнообразен, и это позволяет мне выбирать более рациональные методы для достижения различных целей.
Однако нельзя умалять значения своего собственного опыта. С моими коллегами мы разработали и внедрили в практику программы для работы с детьми с ЗПР по разным возрастным группам. Также взяли за основу методику определения уровня речевого развития у детей О.А. Безруковой, принятую Департаментом образования города Москвы, и адаптировали ее для диагностики уровня системного недоразвития речи у детей с ЗПР.
Грамотно проведенная диагностика ведет к правильному построению образовательного маршрута, в котором учитываются не только коммуникативные навыки, но и личностные особенности ребенка, его потенциал. Планомерная и целенаправленная коррекционная работа, проводимая в рамках концепции междисциплинарного подхода, комплексно воздействует на общепсихическое развитие ребенка, помогает сформировать его коммуникативную компетенцию. Это позволяет ребенку развиваться как личности, строить гармоничные отношения с окружающим миром, усваивать нормы общественной морали, регулировать свое поведение и не испытывать стресс в ситуации общения с окружающими людьми, а в будущем – в ситуации обучения в школе.
Лишь опытный педагог (вне зависимости от своего стажа!) сможет найти подход к любому ребенку, учесть его сегодняшнее настроение, эмоциональное состояние, окружить так необходимой ребенку любовью и заботой. В Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Лишь опытный педагог имеет ту степень свободы действий, чтобы в своей поисковой работе, часто за пределами существующего опыта, а значит и регулирования и контроля, найти новые методы и способы решения образовательных задач и доказать, что сии инновации не нанесут вред и ущерб интересам общества. Здесь уместно вспомнить о гении, парадоксов друге! Однако такому педагогу-новатору необходимо обладать наряду со свободой творчества еще и высочайшей личной ответственностью. Поэтому, играя в покер со случаем, богом изобретателем, нельзя идти ва-банк!
… Светает… За размышлениями и воспоминаниями не заметила, как наступил новый день. Собираюсь и снова иду назад, на свою любимую работу, к своим любимым деткам. Мне так хочется помочь им стать образованными, добрыми, честными, хочется открыть перед ними мир прекрасного и научить видеть и ценить прекрасное в каждой мелочи! Мне хочется помочь им раскрыть свои способности, правильно оценить свои особенности и найти свое место в жизни! Мне хочется, чтобы они поверили в себя и смогли внести свой посильный вклад в будущее нашего общества!
Назад в будущее!
В. Сухомлинский
Сегодня среда, конец дня. Люблю среду – уже прошла бОльшая часть недели, но осталось еще значительное количество времени, чтобы осуществить все задуманное и построить планы на будущее.
У учителя таких планов – как капель в море! Для каждого ученика – свои маленькие планы, свои маршруты, свои шаги к победе.
Алешу и Варю продолжать учить говорить звук Л в словах, расширять их кругозор, обогащать словарный запас. Сегодня узнали новое слово – ЛАТЫ, а заодно с ним и Витязь, Богатырь, и Щит и Меч, вспомнили про любимые мультфильмы (Алёша Попович и Тугарин Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник), рассмотрели в интернете картину Васнецова «Богатыри» (благо, теперь нам разрешено использовать на занятиях компьютеры).
С Анечкой придумаем рассказ про дуШистые подснеЖники, которые появляются весной на проталинках, она у меня умничка, творец, будущая журналистка, только пока звуки Ш и Ж путает!
Витю и Гоги буду учить «рычать» - не друг на друга, а друг С другом! Поиграем в игру «Тигры», выстроим диалог из одного только звука Р и интонационной окраски! Чем не актерское мастерство?
С Артемом и Олей труднее. Они еще не разговаривают, хотя им уже по 5 лет. Учу их петь гласные звуки – уже добрались до двусложных слов! Пою: СОООВЫЫЫ, а в ответ слышу: ОООЫЫЫ! Ура! Победа! Ребята сохранили слоговую структуру!
Аришка пришла после болезни. Как много она пропустила! Как о многом ей нужно рассказать! И у нее накопилось много интересного – ее кошечка по занавеске забралась на подоконник и скинула горшок с маминой любимой фиалкой. Мама хотела ругаться, а Аришка защищала кошечку, даже всю землю с пола убрала. И тогда мама обняла Аришку и почему-то заплакала, а потом засмеялась! «Екатерина Витальевна, почему?» - спрашивает она. А я молчу и сама еле сдерживаю слезы.
Лет 10 назад летом на даче вижу такую картину. Моя маленькая дочь пытается воткнуть в землю обломленный гладиолус, красивый, голубого цвета, сортовой, который я холила и лелеяла, на который приходили любоваться все соседи! Наверное, в этот момент я была похожа на быка на корриде, перед которым тореро развернул свой красный плащ! «Мама, мама, это я его сломала, прости меня!» и бросилась ко мне… А с другой стороны участка, где шло строительство бани, донесся голос мужа: «Катя, я случайно снес его бревном, было тяжело, не справился. Извини!»
Почему? Почему маленькая девочка встала на защиту взрослого сильного мужчины? Почему мама заплакала, когда Аришка убрала просыпанную землю? Почему???
Сколько еще таких вопросов поставит перед нами жизнь! Наверное, есть объяснение – мы правильно воспитываем своих детей.
Я думаю, что я не только учу, но и воспитываю «своих» детей-учеников, даю им не только сухие учебные знания, умения, навыки, но и прививаю умение сопереживать, радоваться и сочувствовать другим. Они меня тоже учат и воспитывают – учат находить новые пути решения и новые ответы на вечные вопросы. Ведь каждый ребенок – уникум, индивидуум. И в беседе с ним не может быть заготовок.
Однако не путайте заготовки с опытом! Недаром А.Пушкин говорил:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Почти 200 лет назад великий поэт вывел формулу инновационных технологий:
Инновация = дух просвещения + опыт + гений + случай!
Действительно, учитель должен быть просвещен, должен обладать колоссальным объемом знаний, и не только в своей специальной области, но во многих областях. Он должен суметь преподнести хотя бы часть своих знаний детям так, чтобы они загорелись желанием узнать еще больше.
Вспоминаю, как однажды я рассказывала своим детям о железнодорожном транспорте, о людях, чьи профессии связаны с железной дорогой, и показала на компьютере сюжет о детской железной дороге, которая функционирует в поселке Краково, что недалеко от Москвы. Это настоящая маленькая железная дорога, на которой работают дети! И машинистами, и контролерами, и дежурными по станции, и даже обходчиками подвижного состава и путейцами!
Как приятно мне было через несколько дней побеседовать с мамой Никиты А., которая сказала, что по настоянию сына им пришлось в выходные съездить в Краково и увидеть все воочию! Сын не отстал от родителей, пока его не отвезли и не прокатили по этой железной дороге! Он узнал, что дети с 8 класса занимаются в школе юного железнодорожника, он покупал билет у кассира – девочки 15-и лет, он с трепетом поздоровался с машинистом электропоезда – юношей 17-и лет, и был в полном восторге, когда путеец – его тезка Никита 16-и лет, позволил ему ударить специальным молотком по соединению на колесе настоящего электропоезда, чтобы проверить, есть ли сцепка!
Не менее важен опыт в работе учителя. Мы с благодарностью и уважением произносим имена наших учителей, поддерживая связь поколений, пользуясь их находками, изысканиями, научными и творческими трудами, программами и технологиями. Никто из логопедов не забудет таких ученых, как Правдина, Рау, Каше, Филичева, Фомичева, Чиркина, Мастюкова, Садовникова, Ефименкова, Шаховская, Лаврова, Архипова и множество других. Я горжусь, что они были моими учителями, преподавателями, что я впитала их энергетический посыл на лекциях в университете и, в дальнейшем, на курсах повышения квалификации!
Я переношу этот опыт в свою деятельность, он достаточно обширен, разнообразен, и это позволяет мне выбирать более рациональные методы для достижения различных целей.
Однако нельзя умалять значения своего собственного опыта. С моими коллегами мы разработали и внедрили в практику программы для работы с детьми с ЗПР по разным возрастным группам. Также взяли за основу методику определения уровня речевого развития у детей О.А. Безруковой, принятую Департаментом образования города Москвы, и адаптировали ее для диагностики уровня системного недоразвития речи у детей с ЗПР.
Грамотно проведенная диагностика ведет к правильному построению образовательного маршрута, в котором учитываются не только коммуникативные навыки, но и личностные особенности ребенка, его потенциал. Планомерная и целенаправленная коррекционная работа, проводимая в рамках концепции междисциплинарного подхода, комплексно воздействует на общепсихическое развитие ребенка, помогает сформировать его коммуникативную компетенцию. Это позволяет ребенку развиваться как личности, строить гармоничные отношения с окружающим миром, усваивать нормы общественной морали, регулировать свое поведение и не испытывать стресс в ситуации общения с окружающими людьми, а в будущем – в ситуации обучения в школе.
Лишь опытный педагог (вне зависимости от своего стажа!) сможет найти подход к любому ребенку, учесть его сегодняшнее настроение, эмоциональное состояние, окружить так необходимой ребенку любовью и заботой. В Ключевский говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Лишь опытный педагог имеет ту степень свободы действий, чтобы в своей поисковой работе, часто за пределами существующего опыта, а значит и регулирования и контроля, найти новые методы и способы решения образовательных задач и доказать, что сии инновации не нанесут вред и ущерб интересам общества. Здесь уместно вспомнить о гении, парадоксов друге! Однако такому педагогу-новатору необходимо обладать наряду со свободой творчества еще и высочайшей личной ответственностью. Поэтому, играя в покер со случаем, богом изобретателем, нельзя идти ва-банк!
… Светает… За размышлениями и воспоминаниями не заметила, как наступил новый день. Собираюсь и снова иду назад, на свою любимую работу, к своим любимым деткам. Мне так хочется помочь им стать образованными, добрыми, честными, хочется открыть перед ними мир прекрасного и научить видеть и ценить прекрасное в каждой мелочи! Мне хочется помочь им раскрыть свои способности, правильно оценить свои особенности и найти свое место в жизни! Мне хочется, чтобы они поверили в себя и смогли внести свой посильный вклад в будущее нашего общества!
Назад в будущее!