Тип проекта: познавательно- исследовательский.
Сроки реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дошкольники подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели группы и специалисты ДОУ
Цель проекта: формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
2. Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
3. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
4. Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
5. Оформить фотоальбомы: « Наша семья на роднике», «Родники на добрянской земле».
6. Активизировать опытно-экспериментальную деятельность дошкольников.
7. Актуальность реализации проекта: проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, побуждения у детей желания открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Формы работы:
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать и разумно пользоваться. Природа способствует не только умственному развитию детей, развитию логического мышления и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, то у ребенка разовьётся и художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое в известном, давно увиденном. Любой край, город, любая деревня неповторима. У каждого места своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в маленьком красивом городке Добрянка, который расположился на трех холмах и омывается водами четырех рек - Камы, Добрянки, Вожа и Тюся.
Природа наших мест поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: сосновый бор, смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля. Ещё наш край - это край родников.
Родники - это очарование родной земли, голубые капельки-глаза. Только в городе родники бьют в пяти местах, а в округе их насчитывается несколько сотен. Голубые родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода - есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, текущая по железным трубам, лишена свободы и своей живительной силы.
Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят опыты.
Этот проект помогает:
Содержание деятельности и сроки выполнения
1-й этап - подготовительный
1. Составление плана работы по реализации проекта «Добрянские родники» Июнь-июль
2. Создание творческой группы по реализации проекта: родители, воспитатели, специалисты август
3. Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника на бульваре Пелеха; организация материальной базы для опытов и экспериментов в группе сентябрь
4. Экскурсия на родник, беседа, наблюдения сентябрь
2-й этап - исследовательско- экспериментальный
«Добрянка - уральская Венеция» -познавательная беседа сентябрь
1. Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда» сентябрь
2. Игровое занятие «Волшебница вода» октябрь
3. Чтение художественной литературы -стихи добрянских поэтов о малой родине. октябрь
4. «Поможем капельке»- эколого - исследовательский тренинг октябрь
5. « Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие октябрь
6. НОД «Здравствуй, родничок!» (Познание, ИЗО, Коммуникация) ноябрь
7. «Родники родного города»- экологический турнир ноябрь
8. Наблюдения за водой (снегом) проведение опытов (Цвет, три состояния воды, форма) ноябрь
9. НОД «Вода- источник жизни»( Здоровье и безопасность, Познание, Социализация) ноябрь
10. «Святые родники»-игра-путешествие ноябрь
11. НОД «Не плюй в колодец -пригодится, воды напиться» народные пословицы и поговорки о воде декабрь
12. «Вода бывает холодной, горячей, разноцветной» -исследовательский эксперимент декабрь
13. «Волшебница - водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде декабрь
14. «Родники любви» - познавательная беседа с использованием пословиц и поговорок о воде, родниках. декабрь
15. НОД «Берегите воду» сказочно-познавательное развлечение декабрь
16.«Праздники у родника» - познавательный час( песни, стихи о Добрянке) январь
17. «Кто в реке живёт?» - экскурсия к реке январь
18. НОД « Мой родничок» (ИЗО, Социализация, Познание) январь
19. «Родники- глаза родной земли»- познавательное развлечение февраль
20. «Знакомство с глиной, песком»- заседание клуба «Почемучек» февраль
21. « Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек»-эксперимент «Откуда берётся песок» февраль 22. «Что человек делает из глины»- выставка глиняной посуды февраль
23. «Знакомство с камнем»-эксперимент (форма, размер, цвет, где используется) март
24. Конкурс-выставка поделок и аппликаций «Мой родной уголок природы» март
25. «Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети) март
26. «Голубое чудо» - экскурсия к родничку март
27. НОД « Голубая водица- дай напиться!» (Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность и здоровье) апрель
3-й этап - заключительный
1 Открытое интегрированное занятие: «Водица- всему царица» апрель
2 Конкурс рисунков: «Маленький уголок моей Родины» апрель
3 Экологический поход к роднику совместно с родителями май
4 Выпуск газеты: “Родник-частица нашей Родины». май
5 Родительское собрание по итогам работы над проектом: «Добрянские родники» - «Я,ТЫ, ОН, ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ». май
6 Создание картотеки опытов и экспериментов апрель
7 Размещение материалов проекта в СМИ март-май
Результаты к концу учебного года
Для детей:
1. У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
2. Дети понимают взаимосвязь в природе, более бережно относятся к животным, птицам, насекомым, окружающей природе.
3. У детей развивается интерес к явлениям и объектам природы.
4. Дети учатся экспериментировать, анализировать и делать выводы
Для педагогов:
1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
2.Пополнение развивающей среды в группе (каталоги опытов и экспериментов, фотоальбомы, дидактические игры, самодельные мини-книжки)
3.Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей
Для родителей:
1. Обогащение уровня экологических знаний самих родителей.
2. Повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах
5. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов сближает участников проекта, создает положительную эмоциональную ситуацию в группе.
Литература
1. БабаеваТ.Н., БерезинаТ.А., Окулова О.В.«Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, С.-П.: «Детство-пресс», 2013.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, Воронеж,2009.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2009.
4. Николаева С. Н. Программа «Эколог», - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Савинов В.Е. «Мой добрый город», Добрянка, 2013.
6. Энциклопедия Пермского края, Пермь: Звезда, 2000.
Сроки реализации: долгосрочный.
Участники проекта: дошкольники подготовительной группы 6-7 лет, родители, воспитатели группы и специалисты ДОУ
Цель проекта: формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Привлекать внимание дошкольников к родникам - хранилищу богатства природы, наследия нашей Родины.
2. Прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей святой воды, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
3. Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях и экологии родного края.
4. Привлекать родителей к совместной деятельности (экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).
5. Оформить фотоальбомы: « Наша семья на роднике», «Родники на добрянской земле».
6. Активизировать опытно-экспериментальную деятельность дошкольников.
7. Актуальность реализации проекта: проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранению родников, воспитания трудолюбия, любознательности, побуждения у детей желания открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Формы работы:
- НОД
- познавательные игры, способствующие реализации цели проекта,
- походы,
- эксперименты и опыты,
- эколого- исследовательские тренинги ,
- игры- путешествия,
- праздники и развлечения,
- сбор лекарственных трав,
- создание фотоальбомов и стенгазеты.
Пояснительная записка к проекту
А вокруг Добрянки родники лесные,
Россыпи ромашек, море васильков.
И березки в золоте - милые такие,
Любоваться ими без конца готов!
Савинов В.Е. Заслуженный учитель России, Почетный гражданин Добрянки
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать и разумно пользоваться. Природа способствует не только умственному развитию детей, развитию логического мышления и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, то у ребенка разовьётся и художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует учить детей искать и находить новое в известном, давно увиденном. Любой край, город, любая деревня неповторима. У каждого места своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живем в маленьком красивом городке Добрянка, который расположился на трех холмах и омывается водами четырех рек - Камы, Добрянки, Вожа и Тюся.
Природа наших мест поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. У нас есть на что посмотреть и чем полюбоваться: сосновый бор, смешанные леса, богатые грибами и ягодами, большие раздольные луга и поля. Ещё наш край - это край родников.
Родники - это очарование родной земли, голубые капельки-глаза. Только в городе родники бьют в пяти местах, а в округе их насчитывается несколько сотен. Голубые родники. Сколько былин, легенд, сказов, поверий связано с водой. Есть вода - есть жизнь. Живет родник, значит, живёт и здравствует население. Конечно, нам с вами гораздо удобнее и привычнее пользоваться водой из крана, но вода, текущая по железным трубам, лишена свободы и своей живительной силы.
Наш проект познавательно-исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, экспериментируют, проводят опыты.
Этот проект помогает:
- ребенку почувствовать себя исследователем,
- родителям, воспитателям и специалистам объединиться в совместной деятельности.
Содержание работы над проектом по этапам
Содержание деятельности и сроки выполнения
1-й этап - подготовительный
1. Составление плана работы по реализации проекта «Добрянские родники» Июнь-июль
2. Создание творческой группы по реализации проекта: родители, воспитатели, специалисты август
3. Создание экологической тропы; обследование природных условий вокруг родника на бульваре Пелеха; организация материальной базы для опытов и экспериментов в группе сентябрь
4. Экскурсия на родник, беседа, наблюдения сентябрь
2-й этап - исследовательско- экспериментальный
«Добрянка - уральская Венеция» -познавательная беседа сентябрь
1. Игровое занятие «Чистая вода нужна всем и всегда» сентябрь
2. Игровое занятие «Волшебница вода» октябрь
3. Чтение художественной литературы -стихи добрянских поэтов о малой родине. октябрь
4. «Поможем капельке»- эколого - исследовательский тренинг октябрь
5. « Ходит капелька по кругу» - игра- путешествие октябрь
6. НОД «Здравствуй, родничок!» (Познание, ИЗО, Коммуникация) ноябрь
7. «Родники родного города»- экологический турнир ноябрь
8. Наблюдения за водой (снегом) проведение опытов (Цвет, три состояния воды, форма) ноябрь
9. НОД «Вода- источник жизни»( Здоровье и безопасность, Познание, Социализация) ноябрь
10. «Святые родники»-игра-путешествие ноябрь
11. НОД «Не плюй в колодец -пригодится, воды напиться» народные пословицы и поговорки о воде декабрь
12. «Вода бывает холодной, горячей, разноцветной» -исследовательский эксперимент декабрь
13. «Волшебница - водица» - познавательные игры, составление рассказов о воде декабрь
14. «Родники любви» - познавательная беседа с использованием пословиц и поговорок о воде, родниках. декабрь
15. НОД «Берегите воду» сказочно-познавательное развлечение декабрь
16.«Праздники у родника» - познавательный час( песни, стихи о Добрянке) январь
17. «Кто в реке живёт?» - экскурсия к реке январь
18. НОД « Мой родничок» (ИЗО, Социализация, Познание) январь
19. «Родники- глаза родной земли»- познавательное развлечение февраль
20. «Знакомство с глиной, песком»- заседание клуба «Почемучек» февраль
21. « Такой разный песок»- заседание клуба «Почемучек»-эксперимент «Откуда берётся песок» февраль 22. «Что человек делает из глины»- выставка глиняной посуды февраль
23. «Знакомство с камнем»-эксперимент (форма, размер, цвет, где используется) март
24. Конкурс-выставка поделок и аппликаций «Мой родной уголок природы» март
25. «Наша семья на роднике» - создание альбома (родители, дети) март
26. «Голубое чудо» - экскурсия к родничку март
27. НОД « Голубая водица- дай напиться!» (Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность и здоровье) апрель
3-й этап - заключительный
1 Открытое интегрированное занятие: «Водица- всему царица» апрель
2 Конкурс рисунков: «Маленький уголок моей Родины» апрель
3 Экологический поход к роднику совместно с родителями май
4 Выпуск газеты: “Родник-частица нашей Родины». май
5 Родительское собрание по итогам работы над проектом: «Добрянские родники» - «Я,ТЫ, ОН, ОНА-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ». май
6 Создание картотеки опытов и экспериментов апрель
7 Размещение материалов проекта в СМИ март-май
Результаты к концу учебного года
Для детей:
1. У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
2. Дети понимают взаимосвязь в природе, более бережно относятся к животным, птицам, насекомым, окружающей природе.
3. У детей развивается интерес к явлениям и объектам природы.
4. Дети учатся экспериментировать, анализировать и делать выводы
Для педагогов:
1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
2.Пополнение развивающей среды в группе (каталоги опытов и экспериментов, фотоальбомы, дидактические игры, самодельные мини-книжки)
3.Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей
Для родителей:
1. Обогащение уровня экологических знаний самих родителей.
2. Повышение экологической культуры родителей, понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах
5. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов сближает участников проекта, создает положительную эмоциональную ситуацию в группе.
Литература
1. БабаеваТ.Н., БерезинаТ.А., Окулова О.В.«Детство» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, С.-П.: «Детство-пресс», 2013.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет, Воронеж,2009.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2009.
4. Николаева С. Н. Программа «Эколог», - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5. Савинов В.Е. «Мой добрый город», Добрянка, 2013.
6. Энциклопедия Пермского края, Пермь: Звезда, 2000.