Инновационная образовательная сеть "Профессионалы"
Публикации учителей, воспитателей, репетиторов в электронных СМИ в 2021 - 2024 году
Условия размещения авторских публикаций в форме распространения собственного педагогического опыта

Публикации воспитателей, репетиторов в электронном СМИ в 2021 - 2024 году

Лаборатория педагогического мастерства

(дошкольное образование)

Публикации - 2021

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2022

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2023

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2024

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации учителей, репетиторов в электронном СМИ в 2021 - 2024 году

Школьная педагогическая мастерская

(школьное образование)

Публикации - 2024

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)
"Профессионалы"
Цель нашего электронного издания: организация информационного образовательного пространства для обмена педагогическим опытом работников сферы образования, демонстрации инновационной деятельности педагогов в сфере дошкольного и школьного образования за счет широкого использования средств сети Интернет.
Мы - электронное СМИ
Наш сайт электронное СМИ в сфере образования Номер свидетельства - ЭЛ № ФС 77 – 62709. Мы находимся в реестре РОСКОМНАДЗОРА и имеем свидетельство о регистрации СМИ.
Контакты редакции:

  • Телефон редакции: +7-939-766-15-03

  • Время работы редакции: с 9:00 (мск) по 16:00 (мск)
Подписаться на новости!
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и выражаю согласие с Политикой конфиденциальности сайта.
© 2013-2024 Средство массовой информации сетевое издание "Инновационная образовательная сеть "Профессионалы"
Все публикации воспитателей - 2024 год

Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и культуры поведения у дошкольников

Нравственное воспитание
Недостаточный уровень развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и навыков культуры поведения требует построения специальной программы для их развития и совершенствования.

Поэтому нами была разработана и апробирована программа развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и навыков культуры поведения «Я – сам!».

Цели обучения по программе «Я – сам!»:

- достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития;

- обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания.

В основу программы положена система пошагового обучения, разработанная американскими психологами (Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. «Путь к независимости»). Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку «именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае обычного развития». Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление - любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Для каждого навыка расписаны последовательно шаги - от простого к сложному. Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической по мощи к жесту, а затем - к инструкции.

Задачи обучения по программе «Я – сам!»:

- определение текущего уровня развития данного навыка;

- определение ближайших шагов;

- отработка навыка внутри каждого шага;

- разработка системы поощрений и контроля;

- обсуждение результатов с родителями.

Перечень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и навыков культуры поведения, развиваемых у детей по программе «Я – сам!»:

3-4 года

1. Личная гигиена: при мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом, умеет сухо вытереться полотенцем, вешает его на определенное место, чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.

2. Самообслуживание: самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вывертывает на лицевую сторону, старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослым.

3. Культура еды: хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы, пальцы салфеткой, выходя из-за стола благодарит, тихо задвигает стул.

4. Трудовая деятельность: поддерживает порядок в группе и на участке, убирает игрушки, книги, строительный материал, бережно обращается с предметами, накрывает на стол вместе со взрослыми, раскладывает ложки, салфетки, убирает после еды на хозяйственный стол чайную посуду, поливает растения, дает корм рыбкам, птичкам, собирает листья, мусор на участке, оказывает помощь.

4-5 лет

1. Личная гигиена: тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле и чихании закрывает рот платком, отворачивается.

2. Самообслуживание: большая самостоятельность (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок), бережет одежду, обувь, замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).

3. Культура еды: увеличивает самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами, после еды полощет рот водой.

4. Трудовая деятельность: поливает цветы, кормит животных, меняет воду, поддерживает порядок в групповой и на участке, принимает участие в их уборке, протирает влажной тряпкой стулья, строительный материал, моет игрушки, стирает кукольную одежду, помогает воспитателю при починке книг, дежурит по столовой, помогает няне разложить салфетки, повесить полотенца, застилает постель, дежурит по занятиям.

5-6 лет

1. Личная гигиена: следит за чистотой тела, умеет мыть ноги тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды, просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы, самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

2. Самообслуживание: совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарем, тактично говорит товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогает устранить их.

3. Культура еды: за стол садится в опрятном виде, с чистыми руками, причесанным, ест аккуратно, умело пользуется столовыми приборами, сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

4. Трудовая деятельность: соблюдает чистоту и порядок в группе, самостоятельно и добросовестно выполняет обязанности дежурного, полностью сервирует стол, на участке подметает и расчищает дорожки от мусора, зимой от снега, регулярно выполняет некоторые обязанности дома, убирает постель, игрушки, книги, поливает растения, помогает накрыть на стол, делает все сам, что может, не требуя помощи старших.

6-7 лет

1. Личная гигиена: выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.

2. Самообслуживание: быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок, должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный вид.

3. Культура еды: закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее, сидит прямо за столом, не кладет руки на стол, хлеб берет с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки.

4. Трудовая деятельность: закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее, перекапывает грядки и клумбы, высаживает рассаду, семена, поливает, пропалывает, окучивает, заботится о порядке в группе и дома.

Апробация программы «Я - сам!» осуществлялась в течении 2,5 лет .

Циклограмма работы воспитателя по развитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и культуры поведения представлена в таблице 1.

Для развития культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и культуры поведения вся группа была распределена на 4 подгруппы в зависимости от развития культурно-гигиенических навыков.

Работа с каждой подгруппой проводится в месяц:

- самообслуживание в процессе одевания и раздевания - 4 раза;

- самообслуживание в процессе умывания - 4 раза;

- культура поведения – 2 раза в месяц;

- поручения, связанные с трудом в природе - 4 раза;

- поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом - 4 раза;

- совместный труд детей и взрослых, ручной труд - 1 раз.

Подгрупповая работа с детьми органично вплетена в режимные моменты группы.
Made on
Tilda