Инновационная образовательная сеть "Профессионалы"
Публикации учителей, воспитателей, репетиторов в электронных СМИ в 2021 - 2024 году
Условия размещения авторских публикаций в форме распространения собственного педагогического опыта

Публикации воспитателей, репетиторов в электронном СМИ в 2021 - 2024 году

Лаборатория педагогического мастерства

(дошкольное образование)

Публикации - 2021

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2022

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2023

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2024

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации учителей, репетиторов в электронном СМИ в 2021 - 2024 году

Школьная педагогическая мастерская

(школьное образование)

Публикации - 2024

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)
"Профессионалы"
Цель нашего электронного издания: организация информационного образовательного пространства для обмена педагогическим опытом работников сферы образования, демонстрации инновационной деятельности педагогов в сфере дошкольного и школьного образования за счет широкого использования средств сети Интернет.
Мы - электронное СМИ
Наш сайт электронное СМИ в сфере образования Номер свидетельства - ЭЛ № ФС 77 – 62709. Мы находимся в реестре РОСКОМНАДЗОРА и имеем свидетельство о регистрации СМИ.
Контакты редакции:

  • Телефон редакции: +7-939-766-15-03

  • Время работы редакции: с 9:00 (мск) по 16:00 (мск)
Подписаться на новости!
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и выражаю согласие с Политикой конфиденциальности сайта.
© 2013-2024 Средство массовой информации сетевое издание "Инновационная образовательная сеть "Профессионалы"
Все публикации воспитателей - 2024 год

Цикл интеллектуальных игр для воспитанников старшего дошкольного возраста «Удивительная игра – шахматы»

Дополнительное образование

В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!

СОКРАТ


Работая в детском саду старшим воспитателем, понимаю всю значимость методической работы в системе управления дошкольным учреждением, так как прежде всего моя работа способствует активизации, развитию и повышению педагогического мастерства и направлена на пополнение теоретических и практических знаний воспитателей, отвечает за постоянное совершенствование работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогике.

Проблема повышения педмастерства воспитателей является одной из самых сложных. Поэтому я стараюсь оказывать действенную и своевременную практическую помощь педагогам в совершенствовании форм и методов работы с детьми. Данная страничка моего педагогического альбома посвящена циклу интеллектуальных игр для воспитанников старшего дошкольного возраста «Удивительная игра – шахматы»

Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? С таким вопросом однажды обратились к нам, педагогам, родители наших воспитанников. Ребятам на тот момент шёл 5-ый год. Не смотря на подтверждения многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим, что в шахматы можно начинать играть с 3-4 лет, мы всё же решили начать с обучения детей игре в шашки.

За год наши малыши настолько освоили шашки, что мы даже вышли на окружные соревнования по шашкам среди дошкольников. Предварительно, конечно, в детском саду часто устраивали шашечные турниры и тематические досуги, разнообразные сценарии которых существует в различных источниках, чего нельзя сказать о шахматной теме. И вот, когда мы коснулись шахматной темы, то испытали трудности – для дошкольников практически нет таких сценариев.

Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ситуацию; идея нашлась! Предлагаю коллегам сценарий путешествия в Шахматное Королевство и идеи изготовления шахмат нетрадиционным способом – из бутылок.

Шахматное Королевство (для детей старшего дошкольного возраста)


Перечень атрибутов и декораций:
Для оформления зала:
Воздушные шары чёрного и белого цвета.
На центральной стене вывеска «Шахматное Королевство», шахматные часы
У центральной стены напольные модули чёрного и белого цвета для конструирования.
Чертёж – образец построения Шахматного Королевства
Импровизация гостиной Королевы (стол сервированный приборами в шахматной тематике, трон) Шахматное поле (3Х3 м)
Шахматные стенды
Флаги чёрного и белого шахматного войска.

Для эстафет:
Магнитные мольберты.
Обручи.
Ориентиры.

Костюмы:
Накидки для детей с изображением шахматных фигур.
Костюм Королевы.
Белые и чёрные значки для детей, принимавших участие в эстафетах.

Задачи: популяризировать шахматы среди дошкольников; расширять кругозор; воспитывать чувство сотоварищества, взаимопомощи, бережное отношение к играм и игрушкам.

Предварительная работа

В группу ребятам приходит письмо:
«Ребята, помогите!
Шахматное Королевство восстановите!
В Королевстве плохие перемены –
Рухнули все наши стены.
Шахматные фигурки слёзы льют,
Вас, ребята, на помощь зовут.
Приходите, помогите,
Королевство обновите!
Шахматная Королева»

Под музыку дети заходят в музыкальный зал.

В зале декорации Шахматного Королевства.

-Здравствуйте, ребята! Я – хозяйка Шахматного Королевства. И очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и пришли на помощь.
Беда у нас случилась:
Королевство развалилось.
Потому случилось так –
Мальчик был один мастак
Всё ломать, крушить и рвать.
С другом в шашки он играл,
Вдруг на друга осерчал:
Все фигурки разбросал,
Поле шахматное сломал.
И теперь у нас беда.
Помощь ваша нам нужна!
Надо всё восстановить –
Королевство обновить.
Знаю, В шашки любите играть,
Игру в порядке содержать.
Ломать и кидать фигурки не надо.
Порядок в Королевстве вам за это награда!
Коль Королевство мы новое с вами построим,
Порядок в Королевстве мы восстановим.
Сразу фигурки все счастливы станут,
«Спасибо огромное» хором вам скажут.
А я научу вас новой игре
На этой волшебной в клетку доске!

«Шахматы» эта игра называется,
И вам она точно понравится!
А поможет вам построить
Королевство вот этот чертёж,
Который с постройкой точь-в-точь должен быть схож!
Ребята, что сидят напротив меня,
Я приглашаю вас сюда-
Берите чертёж, посмотрите внимательно
И приступайте к постройке старательно!а

Дети приступают к конструированию Шахматного Королевства из напольных модулей чёрно-белого цвета:
Шахматная Королева:
- Молодцы, ребята! Какое красивое Королевство! Лучше прежнего стало! Вам нравится?
Вам, ребята, дам наказ:
Каждый день и каждый час,
Чтобы играм и игрушкам впредь больше не страдать,
Надо вам, ребята, их в порядке содержать!

- В Шахматном Королевстве живут шахматные фигуры. Названия каких фигур вы знаете?
Дети называют.

- Я познакомлю вас с жителями Шахматного Королевства! Итак, на шахматное поле выходят героические Пешки.

По полю маршируют Пешки – белая и чёрная (2 ребёнка):

1 ребёнок:
Мы – опора Королевского престола.

Вместе Тра-ля-ля; тра-ля-ля.

2 ребёнок:
Шагаем лишь вперёд, А не наоборот.

1 ребёнок:
По чину нам положен
Один короткий шаг,

2 ребёнок
Зато назад не может
Нас передвинуть враг.

Шахматная Королева:
- Посмотрите, какие молодцы, а?! Умрут за Короля, но не отступят назад ни на шаг! Это отважные солдаты-пехотинцы Шахматного Королевства. И шагают они по военному уставу: «Только вперёд! Ни шагу назад!»

1 ребёнок:
Мы – шахматные Пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперёд,
Назад не знаем ход.

2 ребёнок:
За нами «офицеры»,
За нами «Короли»,
«Ладьи» и «Королевы»
И конные полки.

1 ребёнок:
Наискосок: налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски дойдём,
Фигуру новую берём.

2 ребёнок:
Пешку малою фигурой звать нельзя:
Она лишь в час своей кончины,
Когда удастся ей достичь вершины,
Получит звание «фигуры»,
хоть – Ферзя.

Шахматная Королева:
Пешка, маленький солдат,
Лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат
Отправиться вперёд.
На войну, не на парад
Пешка держит путь,
Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратится там она
В генерала, не в бойца.

Вслед за Пешками маршируют две Ладьи - белая и чёрная:

1 ребёнок:
Я силой и мощью своей
Лишь по прямым полям
И линиям прокладываю путь.

2 ребёнок:
И горе тем, кто на пути моём
Пытается «вздремнуть».

Шахматная Королева:
Видимо Ладья упряма,
Если ходит только прямо.
Не петляет: прыг да скок,
Не шагает наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна!
Посмотрите, каковы
Сильные защитники мои!

После Ладьи на поле выходят Слоны - белый и чёрный:

1 ребенок:
Когда мы встанем в строй,
Нас спутает любой.
Но лишь начнётся бой,
У каждого путь – свой.

2 ребёнок:
Я смел, силён, достаточно высок.
Предпочитаю ходить и «бить»
Всегда по-своему: наискосок!

Шахматная Королева:
Если Слон на белом поле
Встал вначале (не забудь!),
Он другой не хочет доли –
Знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Чёрной тропкой Слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны! -

Шахматная Королева: А сейчас пришло время представить вам моих скакунов!

На поле выходят Кони - белый и чёрный:

1 ребёнок:
Прыгнет Конь – подковы звяк!
Необычен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг!

2 ребёнок:
И повадки у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки,
И скакнёт из-за спины.

Шахматная Королева:
Посмотрите-ка, друзья:
В каждом углу стоит Ладья.
Рядом с Ладьями Кони видны,
Рядом с Конями встали Слоны.
А перед ними стали стеной
Пешки-малышки – одна за другой.
С целой армией такой
Можно отправляться в бой!
Шахматная Королева:
- Ребята, вы хотели бы научиться сражаться в шахматы на шахматной доске? Я дарю вам в группу вот эту замечательную книгу «Малыши играют в шахматы» (В.Г.Гришин), в которой рассказываются удивительные путешествия ребят в Шахматном Королевстве. Эта книга познакомит вас с Ферзём и Королём, поможет вам научиться играть в такую увлекательную игру, как шахматы.

Шахматная Королева:
-А сейчас я прошу вас, милые фигуры, покинуть шахматное поле и присоединиться ко всем ребятам.

Уходят с шахматного поля в том же порядке, как выходили: Пешки, Ладьи, Слоны и Кони под маршевую музыку в соответствии с ходом шахматной фигуры.

Шахматная Королева:
- Ребята, теперь я предлагаю вам принять участие в «шахматных эстафетах».

Дети делятся на две команды «Белые» и «Чёрные».

В соответствующие команды присоединяются дети, выполняющие роли шахматных фигур.

Шахматная Королева:
Белый отряд, чёрный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
Рядом все стали плотной стеной
Начинаем мы эстафетный бой.

Эстафета «Собери свой портрет»:
на магнитной доске требуется составить 2 Ладьи из разрезных картинок. Собирают части в одно целое по одному участнику команды («Ладья» белая и «Ладья» чёрная).

Эстафета «Сделай ход конём»:
перед каждой командой выкладываются обручи буквой «Г», каждый участник команды прыгает из обруча в обруч вперёд, затем назад, передавая ход другому.
Первыми начинают дети, выполняющие роли «Коня». Выигрывают те, кто быстрее справился с заданием.

Эстафета «Кольцеброс»:
Сделать бросок наискосок
На хобот Слона набросить кольцо.
Команда-победитель та, у которой наибольшее попадание.

Эстафета «Пешки - крепкие орешки»:
- Каждая Пешка знает свою роль:
Если Пешки – крепкие орешки,
Непобедим наш шахматный Король!
Пешки той и другой команды по прямому пути обегают ориентир, возвращаются к своей команде, забирают одного игрока и повторяют путь, пока не соберут целую цепочку своей команды. Выигрывает самая стойкая и быстрая команда.

Шахматная Королева:
- Ребята, молодцы! В эстафетах вы показали себя самыми крепкими, сильными и ловкими. Но результаты ещё подводить рано. Сделать последний завершающий ход нам помогут ваши родители.
Мамы и папы, время не теряйте,
Нам теперь вы помогайте!
Время пришло представить вождей
В войске которых нету важней.

На поле выходят 2 мамы и 2 папы: 2 Ферзя и 2 Короля (чёрные и белые).

Им выдаются отличительные знаки «шахматных фигур».
Ферзь с Королём –
Самые главные в войске своём.

Эстафета «Собери королевскую рать»:
- Вся королевская рать Короля должна оберегать.
Соберите команду свою: Коня, Слона и Ладью, Пешку не забудьте малую
И перенесите их на сторону другую.

Ферзь и Король сцепляют руки и переносят каждого участника команды (детей, выполняющих роли шахматных фигур) с одной стороны поля на другую.

Итоги «шахматных эстафет».
Всем детям раздаются воздушные шары чёрного и белого цвета. Под музыкальное сопровождение дети и родители выходят из зала (звучит песня «Шахматы» в исполнении Витаса).

Используемая литература: стихи, которые читают дети, выписаны из книги В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы». Слова Шахматной Королевы – авторские.
Made on
Tilda