Инновационная образовательная сеть "Профессионалы"
Публикации учителей, воспитателей, репетиторов в электронных СМИ в 2021 - 2024 году
Условия размещения авторских публикаций в форме распространения собственного педагогического опыта

Публикации воспитателей, репетиторов в электронном СМИ в 2021 - 2024 году

Лаборатория педагогического мастерства

(дошкольное образование)

Публикации - 2021

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2022

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2023

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации - 2024

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)

Публикации учителей, репетиторов в электронном СМИ в 2021 - 2024 году

Школьная педагогическая мастерская

(школьное образование)

Публикации - 2024

Раздел: Лаборатория педагогического мастерства (дошкольное образование)
"Профессионалы"
Цель нашего электронного издания: организация информационного образовательного пространства для обмена педагогическим опытом работников сферы образования, демонстрации инновационной деятельности педагогов в сфере дошкольного и школьного образования за счет широкого использования средств сети Интернет.
Мы - электронное СМИ
Наш сайт электронное СМИ в сфере образования Номер свидетельства - ЭЛ № ФС 77 – 62709. Мы находимся в реестре РОСКОМНАДЗОРА и имеем свидетельство о регистрации СМИ.
Контакты редакции:

  • Телефон редакции: +7-939-766-15-03

  • Время работы редакции: с 9:00 (мск) по 16:00 (мск)
Подписаться на новости!
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных и выражаю согласие с Политикой конфиденциальности сайта.
© 2013-2024 Средство массовой информации сетевое издание "Инновационная образовательная сеть "Профессионалы"
Все публикации воспитателей - 2024 год

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Достопримечательности родного края"

Познавательно-исследовательская деятельность
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к малой родине; воспитывать любовь и интерес к культуре мордовского народа; обогатить словарный запас детей мордовскими словами, формировать грамматически правильный строй речи.

Задачи:
1. Закреплять знания детей о Мордовии, о двух самых крупных городах: Саранске-столице и Рузаевке-родном городе.
2. Вызывать интерес к прошлому родного края.
3. Познакомить детей с мордовским костюмом, играми мордовского народа, национальными музыкальными инструментами, сказками.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы, загадки, мордовская народная игра «Катфань-кодамась», театрализация мордовской народной сказки «Как собака друга себе искала», чтение стихов, игра на мордовских народных инструментах.

Материал: флаги России и Мордовии, компьютер (видео ряд), мордовские музыкальные инструменты, театр ложек (персонажи сказки), атрибуты мордовской избы с национальной утварью.

Ход занятия:
У каждого человека есть Родина – край, где он родился, где все ему кажется прекрасным и родным.

-Скажите, ребята, в какой республике мы живем? (Мы живем в Мордовии).

-Какой город является столицей нашей республики? (Столица Мордовии – город Саранск).

-Давайте вспомним, откуда произошло название города «Саранск»? (Название города произошло от реки Саранки, которая протекает по городу).

-Почему наш родной город называют Рузаевкой? В честь кого город получил свое имя? (Город назван в честь первого владельца земли, по фамилии – Уразаев).

-Какие еще города или населенные пункты Мордовии вы знаете? (Атяшево, Ковылкино, Хованщина…).

-Велика, богата, красива мордовская земля! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по двум самым большим городам Мордовии. «Пройдем» по историческим и памятным местам, познакомимся с культурой мордовского народа.

На чем же мы с вами отправимся в путь? Вы должны отгадать:

Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.(Поезд)

Бежит конь вороной много тянет за собой. (Локомотив).

Кто по рельсам и путям поезда приводит к нам? (Машинист).

-Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по Мордовии на поезде, который ведет машинист. Сегодня машинистом нашего электропоезда будет… Для машиниста у нас приготовлена фирменная фуражка. Приготовились! Мы ждем сигнала к отправлению.

Звучит сигнал (гудок), дети имитируют движение поезда, сидя на своих местах, машинист находится во главе движения.

-Внимание, наш поезд прибывает на станцию «Рузаевка», крупный железнодорожный центр Мордовии.

-Рузаевка – это город, в котором мы с вами живем. Он является вторым по величине городом Мордовии. В нашем городе много детских садов, школ, есть заводы, фабрики, дома культуры, спортивные сооружения. Посмотрите на экран. Это железнодорожный вокзал. Отсюда, из нашего города отправляются поезда. Рядом с железнодорожным вокзалом находится автовокзал. От автовокзала можно путешествовать на автобусах.

-Какой вид транспорта вы видите у автовокзала? (У автовокзала стоят автобусы и такси).

-Главная улица нашего города – это улица Ленина. Она красивая и большая. На этой улице – здания главной почты, телеграфа, здания администрации нашего города, филиал мордовского государственного университета, детская школа искусств, клуб железнодорожников, гимназия №1. На главной улице нашего города находится памятник воинам, погибшим в ВОВ. У памятника всегда горит вечный огонь и возложены цветы.

-Посмотрите на экран, вы узнаете здание, которое здесь изображено? (Мы видим здание дома культуры «Орион»).

Посмотрите на экран. Мы находимся в верхней части города. Здесь построен современный спортивный комплекс: ледовый дворец и плавательный бассейн «Нептун», находятся заводы «Висмут» и «ЛАЛ», трикотажная фабрика, детские сады и школы, торговые комплексы и больницы. Город с каждым днем. растет и хорошеет.

-А сейчас, закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в центральном парке культуры и отдыха.

Завертелась, закружилась
Заиграла карусель.
Ты, дружок, не медли
И садись в неё скорей!

Под музыку дети делают ритмичную зарядку около своих мест.

-Отдохнули, пора в путь.

Дети имитируют движение поезда.

-Наш поезд прибыл в столицу нашей республики – город Саранск. Это большой, современный, красивый город. В нем много промышленных зданий и культурных центров. Театры, музеи, зоопарк, парки и фонтаны украшают город. Здесь есть даже своя сладкая кондитерская фабрика.

Одним из главных исторических памятников города Саранск является крепостная стена с чугунными решетками и гранитной глыбой, отсюда берет начало город. Этот монумент поставлен в честь предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Именами великих людей, трех стратонавтов: Федосенко, Усыскина и Васенко названы улицы Саранска. Есть в городе памятник этим героям.

Кто же такие стратонавты? Это люди, которые первыми в истории воздухоплавания, зимой, поднялись на стратостате, на 22 метра в высоту, но стратостат разбился при приземлении и упал на территорию нашей республики.

На коммунистической улице находится очень интересный музей, где постоянно размещена экспозиция работ знаменитого скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, выставлены работы знаменитого мордовского художника Сычкова, работы молодых художников.

Знаменит Саранск большим краеведческим музеем, где собраны интересные сведения о нашем крае. Давайте заглянем туда.

Мы, все вместе. Ненадолго переместимся в один из залов музея, который знакомит нас с бытом мордовского народа, мордовской культурой.

Закрыли глаза: 1.2.3 – смотри!

-Красота нашей республики в людях, живущих в ней, их языке, костюме, обычаях, традициях, песнях, сказках, нашей истории. Мы попали с вами в мордовскую избу. Когда приходят в гости. Что нужно сказать? (Здравствуйте). Давайте поздороваемся по-мордовски: «Шумбратада!».

-Более 200 лет существует на мордовской земле народ, говорящий на 2 языках: мокша и эрьзя. Посмотрите как чисто и красиво в мордовской избе. Приветливо нас встречают хозяева. Посмотрите, как хорош мордовский наряд! Сколько бус, подвесок, колец. Раньше так и говорили: «Сначала мордовочку услышишь, потом увидишь!» Длинными зимними вечерами наши бабушки сидели возле прялки, изготавливали пряжу, ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали.
И до нас дошла игра.
Называется она «Кофтань кодамась »(«Ткание полотна»).

Ход игры

Дети образуют круг. Челнок и Нить, взявшись за руки, проходят под поднятыми руками детей, стоящих в круге. При движении называются имена детей: «Катин холст ткем, Сережин холст ткем…». Когда Челнок и Нить обойдут всех детей хором произносится: «Соткали холст!» Если Челнок и Нить во время движения расцепились – оторвались. Проиграли. Выигрывает тот, кто двигается быстро.

А когда было скучно – на помощь приходили музыкальные инструменты.

Шавома - это просто дощечка, но если ударить по ней деревянной палочкой, то получится четкий, отрывистый звук, которым можно сопровождать плясовые наигрыши.

Пенчт – деревянные ложки. Зато как весело играет на них сельский музыкант.

Кальцхиямат – состоит из дощечек разной длины, по которым можно ударять деревянной ложкой или палочкой.

Кевень тутушка – свистулька из глины.

Вот какие инструменты привезли в подарок вам.

Ну-ка, чудо-музыканты, не сыграете вы нам?!

Звучит мордовский наигрыш, дети играют на мордовских национальных инструментах.

-Ребята, как вы думаете, чем еще занимались наши бабушки во время рукоделия? (Наши бабушки пели песни и рассказывали сказки).

-Какие мордовские сказки мы с вами читали? (Мы читали сказки «Баба-Яга и 7 сирот», «Лыковый кошелек», «Горячие сани», «Черная корова», «Видява»…).

-Одну из сказок я предлагаю вам сейчас не просто рассказать, но и показать.

Инсценирование мордовской народной сказки «Как собака друга себе искала» (Театр ложек).

-Понравилась вам сказка? О чем она? (Эта сказка о дружбе).

-А теперь пора возвращаться домой.

Закрываем мы глаза,
Дружно хлопнем: раз, два!
Покачались, покружились
В своей группе очутились.

- Ребята, давайте еще раз вспомним, как мы приветствуем друг друга по-мордовски? (Ответы детей).

-В какую мордовскую игру вы играли?

-С какими мордовскими музыкальными инструментами вы познакомились, на каких научились играть?

-Какую сказку рассказали нам ложки?

-Наше путешествие подошло к концу. Велика мордовская земля. Когда вы станете взрослыми, то может быть, побываете во многих уголках нашей Мордовии, а пока вы подрастаете, мы будем совершать путешествия на наших занятиях. Наше путешествие я предлагаю закончить стихами о Мордовии.

Мой край родной, мордовская земля,
Люблю твои широкие поля,
Люблю твоих нарядов красоту,
Язык твой и обрядов простоту.
Здесь небо всюду ясное
И солнце горячей.
Я знаю, нет прекрасней
Мордовии моей!
Made on
Tilda