Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.
В настоящее время от человека требуется не только владеть знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. В современной образовательной практике значение познавательной активности явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем нужным, а он хотел бы сам исследовать все практически. В итоге образовательная деятельность предельно автономизируется от познавательной. Стремясь сделать благое дело – научить, мы не обращаем внимание, на природную познавательную потребность ребенка, фактически препятствуем развитию детской любознательности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения в процессе познания. Познавательная деятельность наряду с игровой имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Она предполагает не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.
В педагогике активность определяется:
- как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);
- как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Характерными чертами познавательной активности являются:
- многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);
- динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую: например, с аудиальной на зрительную, кинестическую);
· действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста возможно с помощью современных средств обучения. ЛЭПБУК является отличным способом закрепления и повторения новой информации.
«ЛЭПБУК» - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга»(lap- колени, book- книга). В настоящее время он широко используется в детских садах и школах Америки. «ЛЭПБУК» - представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини- книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.
ЛЭПБУК - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, ЛЭПБУК дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование «ЛЭПБУКА» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Воспитательная функция ЛЭПБУКА состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с ЛЭПБУКОМ является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может ЛЭПБУКА носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
ЛЭПБУК как форма работы привлекает тем, что:
- Создание ЛЭПБУКА развивает творческие способности детей, их воображение.
- ЛЭПБУК помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
- ЛЭПБУК хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает ЛЭПБУК по нужной теме и повторяет материал.
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего ЛЭПБУКА- необходимо определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета. - это необходимо для дальнейшего оформления ЛЭПБУКА.
4. Оформление.
Для работы над ЛЭПБУКОМ подходит все: и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке- игра, или набор материалов по теме
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы ЛЭПБУКА.
ЛЭПБУК на тему: «Зимушка-зима».
ЛЭПБУК помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание ЛЭПБУКА в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.
- Закрепить с детьми признаки времени года.
- Закрепить знание детей по теме недели в соответствии с образовательной программой детского сада и рабочих программ воспитателя.
- Расширять и закреплять знания детей о диких животных, птицах, как они готовятся к зимовью.
- Способствуют развитию памяти, мышления через игру, упражнение.
- Формирует умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её.
- Развивает мелкую моторику.
- Воспитывает любовь к окружающему миру.
Носит индивидуальный, парный и групповой характер в работе с детьми, рассчитан на детей средней группы.
В мой «ЛЭПБУК» вошли следующие элементы:
- Календарь природы, признаки зимы, зимние приметы;
- Конверт с изображением «перелетных птиц», «чем угостить птиц зимой?», «Какие звери впадают в спячку?»;
- Конверт «Зимняя одежда».
- Конверты: «Зимние стихи», «пословицы и поговорки», «загадки о зиме», «рифмовки».
- Дидактические игры: «Чьи следы?», «Чей хвостик?», «найди тень», «Собери картинку», «Найди такую же».
- Конверт с картинками: «Зимние забавы», «Картины художников о зиме».
- Кармашек с пальчиковыми играми о зиме, зимними видами спорта. Кармашек с подвижными играми - зимняя тематика.
После изготовления всех элементов был создан макет, принято решение о расположении всех частей «ЛЭПБУКА».
В моей книжке-раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.
Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Вот, что у меня получилось!
1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
5.Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004.
В настоящее время от человека требуется не только владеть знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. В современной образовательной практике значение познавательной активности явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем нужным, а он хотел бы сам исследовать все практически. В итоге образовательная деятельность предельно автономизируется от познавательной. Стремясь сделать благое дело – научить, мы не обращаем внимание, на природную познавательную потребность ребенка, фактически препятствуем развитию детской любознательности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения в процессе познания. Познавательная деятельность наряду с игровой имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Она предполагает не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.
В педагогике активность определяется:
- как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);
- как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Характерными чертами познавательной активности являются:
- многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
- глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);
- динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую: например, с аудиальной на зрительную, кинестическую);
· действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста возможно с помощью современных средств обучения. ЛЭПБУК является отличным способом закрепления и повторения новой информации.
«ЛЭПБУК» - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга»(lap- колени, book- книга). В настоящее время он широко используется в детских садах и школах Америки. «ЛЭПБУК» - представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини- книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.
ЛЭПБУК - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, ЛЭПБУК дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование «ЛЭПБУКА» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Воспитательная функция ЛЭПБУКА состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с ЛЭПБУКОМ является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может ЛЭПБУКА носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
ЛЭПБУК как форма работы привлекает тем, что:
- Создание ЛЭПБУКА развивает творческие способности детей, их воображение.
- ЛЭПБУК помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
- ЛЭПБУК хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает ЛЭПБУК по нужной теме и повторяет материал.
Этапы создания ЛЭПБУКА:
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего ЛЭПБУКА- необходимо определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета. - это необходимо для дальнейшего оформления ЛЭПБУКА.
4. Оформление.
Для работы над ЛЭПБУКОМ подходит все: и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой.
Сделать различные кармашки разной формы и величины.
В каждом кармашке- игра, или набор материалов по теме
Изготовить игры, направленные на развитие познавательных интересов в зависимости от темы ЛЭПБУКА.
ЛЭПБУК на тему: «Зимушка-зима».
ЛЭПБУК помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание ЛЭПБУКА в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.
ЦЕЛЬ ЛЭПБУКА:
- Закрепить с детьми признаки времени года.
- Закрепить знание детей по теме недели в соответствии с образовательной программой детского сада и рабочих программ воспитателя.
- Расширять и закреплять знания детей о диких животных, птицах, как они готовятся к зимовью.
- Способствуют развитию памяти, мышления через игру, упражнение.
- Формирует умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её.
- Развивает мелкую моторику.
- Воспитывает любовь к окружающему миру.
Носит индивидуальный, парный и групповой характер в работе с детьми, рассчитан на детей средней группы.
В мой «ЛЭПБУК» вошли следующие элементы:
- Календарь природы, признаки зимы, зимние приметы;
- Конверт с изображением «перелетных птиц», «чем угостить птиц зимой?», «Какие звери впадают в спячку?»;
- Конверт «Зимняя одежда».
- Конверты: «Зимние стихи», «пословицы и поговорки», «загадки о зиме», «рифмовки».
- Дидактические игры: «Чьи следы?», «Чей хвостик?», «найди тень», «Собери картинку», «Найди такую же».
- Конверт с картинками: «Зимние забавы», «Картины художников о зиме».
- Кармашек с пальчиковыми играми о зиме, зимними видами спорта. Кармашек с подвижными играми - зимняя тематика.
После изготовления всех элементов был создан макет, принято решение о расположении всех частей «ЛЭПБУКА».
В моей книжке-раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.
Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Вот, что у меня получилось!
Литература:
1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.
5.Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004.