Цель:
Вызвать у детей положительный эмоционально - психологический настрой, расширить кругозор, познакомить с основами безопасного поведения на природе.
Задачи:
• Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
• Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному с рюкзаками; преодолевать разнообразные несложные препятствия.
• Развивать и обогащать словарный запас: слова –предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак; слова –определения и словосочетания : велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, преодолевать.
• Соблюдать правила безопасного поведения в природе, следить за чистотой поляны для отдыха, не допускать засорения рощи.
• Познакомиться с лекарственными растениями.
• Вести наблюдения в природе.
Предварительная беседа с показом презентации:
1. Ребята, скоро мы с вами отправимся в поход в березовую рощу. А вы знаете, что такое поход? Туризм? Есть такая поговорка: У похода есть начало, а конца походу нет. Как вы ее понимаете?
2. Как называют людей, которые идут в поход? (туристы)
3. Зачем люди ходят в поход? У туристов есть девиз (это будет и наш девиз): «Всегда вперед!»
4. Какими должны быть туристы?
Туристы – это сильные, выносливые, веселые люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы узнать все о родном крае, о нашей большой стране, они много путешествуют.
Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма? - Пеший
5. Виды туризма:
-пеший
- водный
-лыжный
-горный
-велосипедный
6. Как подготовиться к походу? Что понадобиться в походе, если будет ночевка? ПОКАЗАТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ПОСУДУ, СПАЛЬНЫЙ МЕШОК)
7. Какие в пути бывают остановки? Привал, чтобы отдохнуть, проверить по карте свой маршрут, полюбоваться природой.
Обед, посушить одежду, погреться.
8. Палаточный городок. В палаточном городке весело, туристы поют песни, отдыхают, кушают, играют.
9. Поход и туризм- замечательный отдых! Можно многое узнать, посмотреть и полюбоваться природой, познакомиться с новыми людьми, проверить свои силы, укрепить здоровье.
Построение у центрального хода детского сада.
1. - Сегодня мы с Вами отправляемся в поход. Маршрут нашего похода – это Берёзовая роща. Посмотрите на нашу карту.
Мы, будем, проходит проезжую часть, давайте вспомним правила перехода.
• Где нужно переходить дорогу? (на пешеходном переходе)
• Как надо переходить дорогу? (когда остановятся машины, друг за другом, строго за взрослым, не бежать, не останавливаться)
- Если мы с вами идём в поход, то мы кто? (туристы) Наш поход пеший.
2. Небольшая викторина:
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный)
2. Что с собой нужно взять в поход? (воду, еду, посуду. Палатку, котелок и спальный мешок, если поход будет с ночевкой)
3. В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
4. Где спят туристы? (В палатке и в спальном мешке).
5. В чем готовят еду? (В котелке).
6. Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
Речёвка туриста:
Кто шагает с рюкзаком?
Кто со скукой не знаком?
Все: Мы туристы!
Нас вперёд ведут дороги!
Наш девиз:
Все: «Всегда вперёд!»
Эй, ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак.
3. Движение по разработанному маршруту:
Идем парами до Тутаевского шоссе, переходим по пешеходному переходу. На тропинке дети перестраиваются в колонну по одному.
4. Остановка в начале тропинки. Беседа с детьми на тему «Правила поведения в природе». В руках у воспитателя знаки, обозначающие правила поведения на природе.
- Скажите, ребята, вы природы любители или губители? Запомните: растения и животные – не могут говорить, а порой даже и защищать себя. Когда люди идут в лес, в рощу или на луг, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать и выполнять простые правила. Вспомните, зачем мы с вами пошли в поход? (Гулять, любоваться красотой природы, слушать пение птиц, отдыхать). Перед тем, как мы вступим на тропинку, я расскажу вам, чего делать не следует. Для этого у меня есть специальные знаки, попробуйте сами догадаться, что они означают (ответы детей). Воспитатель к каждому знаку читает стихотворение.
* И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Не забывайте, что некоторые насекомые могут вас укусить, если вы их обидите! Не трогайте их!
* Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,
Что они живые, знаем!
Не забывайте, что на пути могут встретиться ядовитые растения и ягоды. Не трогайте их!
* На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом.
Пусть порядок будет в нем!
- Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!
ИГРА СО СКАКАЛКАМИ «ПЕРЕПРАВА»
5. Остановка на тропинке в пункте маршрута "Зеленая аптека".
- Внимание, мои юные туристы! Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? Кто знает, что такое аптека? (Ответы детей) Ребята, природу часто называют Зеленой аптекой, потому что здесь встречается много лекарственных растений. У меня есть картинки с изображением некоторых. Попробуем их найти здесь в роще? (Ищем одуванчик, ромашку, крапиву, подорожник, лесную фиалку). Воспитатель к каждому растению читает стихотворение. Здорово! У природы, оказывается, есть своя аптека, растет она под ногами. Растения всегда помогут нам. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим. Игра "Какое растение выручит?" Воспитатель называет ситуацию (царапина, укус, кашель, простуда и др.), а дети должны сказать название растения, которое сможет им помочь.
6. Первый привал «Облачный».
Расстелить одеяла, на которые дети ложатся.
-Ребята, полюбуйтесь, какие чудесные белые облака плывут по голубому небу!
Эй, отвечайте скорей, облака! В. Бредихин
Вы прилетели к нам издалека?
Как далеко собираетесь плыть?
Трудно, всегда путешествуя, жить?
Сколько же дней провели вы в пути?
Вам не наскучило в небе ползти?
Сильно ли ветер толкает в бока?
Что?!Вам пора? Ну, пока, облака!
-Ребята, вам нравятся облака? А вы знаете, как они называются?
Познакомить детей с перистыми и кучевыми облаками (показать картинки).
- Какие облака сейчас над нами? (Кучевые)
Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака)
- Я предлагаю поиграть в необычную игру «Эхо»!
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха!
Здесь в лесу оно живет,
Целый день кричит, зовет.
Отвечает тут и там
Самым разным голосам.
Правила игры: я говорю слово громко, а следующий игрок должен его повторить тише, следующий еще тише. Попробуем? Слова для игры: радуга, лошадка, солнышко.
- Полежим еще немного, прислушайтесь к природе.
Через некоторое время спросить у детей, какие звуки, чьи голоса они слышать?
7. Продолжение пути.
Второй привал «Костровой».
Дети рассаживаются на коврики по кругу.
- Ребята, у нас привал. Привал – остановка на большой поляне. Мы пришли к цели нашего похода. Вы молодцы! Я для вас приготовила загадки о предметах, которые очень нужны туристу в походе. Давайте проверим, сможете ли вы их отгадать?
Туристические загадки:
Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет,
А как спать в ней сладко
Что это?
латка)
Он в походе очень нужен,
он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок)
- Кстати, ребята, знайте, что из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает, земля потом долго свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя! Но в походе с ночевкой, без костра не обойтись! Туристам нужно согреться, пищу приготовить. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.
Запомните несколько правил:
*костер всегда разводит только взрослый;
*нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, около деревьев;
*надо сперва подготовить место для костра, лопатой снять верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
*для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
*перед уходом домой костер хорошо заливают водой, чтобы он остыл, и ямку накрывают снятым слоем земли.
Экспериментальная деятельность с огнем (проводит воспитатель, дети только наблюдают). Выводы: огонь можно потушить песком, водой, плотной тканью. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя.
- Берегите природу!
8. Помните, если поход длится несколько дней с ночевками, то без палатки и спального мешка не обойтись! Они станут вашим домом и кроваткой в лесу, защитят от насекомых и согреют. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку.
СБОР ПАЛАТКИ. УКЛАДЫВАНИЕ В СПАЛЬНЫЙ МЕШОК.
9. ПЕРЕКУС.
10. Спортивные игры:
• «Пройти, не оступись» (по «кочкам»- кружочкам)
• «Пронеси мяч в ложке»
• Свободные игры детей со спортивным оборудованием (по желанию): «Метание в цель», «Бег в обручах» и другие.
11. Уборка поляны и сбор рюкзаков.
– Ну что, ребята! Нам пора собираться в обратный путь!
12. Обратный путь.
Коллективное исполнение любой знакомой детям песни.
13. По выходу с тропинки:
- Вы сегодня были очень внимательными и добрыми к природе, не отвлекались в походе и не отставали от группы. Молодцы!
- Скажите, что вы нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Переход дороги и возвращение в детский сад.
Вызвать у детей положительный эмоционально - психологический настрой, расширить кругозор, познакомить с основами безопасного поведения на природе.
Задачи:
• Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
• Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному с рюкзаками; преодолевать разнообразные несложные препятствия.
• Развивать и обогащать словарный запас: слова –предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак; слова –определения и словосочетания : велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, преодолевать.
• Соблюдать правила безопасного поведения в природе, следить за чистотой поляны для отдыха, не допускать засорения рощи.
• Познакомиться с лекарственными растениями.
• Вести наблюдения в природе.
Предварительная беседа с показом презентации:
1. Ребята, скоро мы с вами отправимся в поход в березовую рощу. А вы знаете, что такое поход? Туризм? Есть такая поговорка: У похода есть начало, а конца походу нет. Как вы ее понимаете?
2. Как называют людей, которые идут в поход? (туристы)
3. Зачем люди ходят в поход? У туристов есть девиз (это будет и наш девиз): «Всегда вперед!»
4. Какими должны быть туристы?
Туристы – это сильные, выносливые, веселые люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы узнать все о родном крае, о нашей большой стране, они много путешествуют.
Если турист передвигается пешком, как называется этот вид туризма? - Пеший
5. Виды туризма:
-пеший
- водный
-лыжный
-горный
-велосипедный
6. Как подготовиться к походу? Что понадобиться в походе, если будет ночевка? ПОКАЗАТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ПОСУДУ, СПАЛЬНЫЙ МЕШОК)
7. Какие в пути бывают остановки? Привал, чтобы отдохнуть, проверить по карте свой маршрут, полюбоваться природой.
Обед, посушить одежду, погреться.
8. Палаточный городок. В палаточном городке весело, туристы поют песни, отдыхают, кушают, играют.
9. Поход и туризм- замечательный отдых! Можно многое узнать, посмотреть и полюбоваться природой, познакомиться с новыми людьми, проверить свои силы, укрепить здоровье.
Ход мероприятия:
Построение у центрального хода детского сада.
1. - Сегодня мы с Вами отправляемся в поход. Маршрут нашего похода – это Берёзовая роща. Посмотрите на нашу карту.
Мы, будем, проходит проезжую часть, давайте вспомним правила перехода.
• Где нужно переходить дорогу? (на пешеходном переходе)
• Как надо переходить дорогу? (когда остановятся машины, друг за другом, строго за взрослым, не бежать, не останавливаться)
- Если мы с вами идём в поход, то мы кто? (туристы) Наш поход пеший.
2. Небольшая викторина:
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, водный)
2. Что с собой нужно взять в поход? (воду, еду, посуду. Палатку, котелок и спальный мешок, если поход будет с ночевкой)
3. В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
4. Где спят туристы? (В палатке и в спальном мешке).
5. В чем готовят еду? (В котелке).
6. Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
Речёвка туриста:
Кто шагает с рюкзаком?
Кто со скукой не знаком?
Все: Мы туристы!
Нас вперёд ведут дороги!
Наш девиз:
Все: «Всегда вперёд!»
Эй, ребята, твёрже шаг!
Что турист берёт в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак.
3. Движение по разработанному маршруту:
Идем парами до Тутаевского шоссе, переходим по пешеходному переходу. На тропинке дети перестраиваются в колонну по одному.
4. Остановка в начале тропинки. Беседа с детьми на тему «Правила поведения в природе». В руках у воспитателя знаки, обозначающие правила поведения на природе.
- Скажите, ребята, вы природы любители или губители? Запомните: растения и животные – не могут говорить, а порой даже и защищать себя. Когда люди идут в лес, в рощу или на луг, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать и выполнять простые правила. Вспомните, зачем мы с вами пошли в поход? (Гулять, любоваться красотой природы, слушать пение птиц, отдыхать). Перед тем, как мы вступим на тропинку, я расскажу вам, чего делать не следует. Для этого у меня есть специальные знаки, попробуйте сами догадаться, что они означают (ответы детей). Воспитатель к каждому знаку читает стихотворение.
* И лягушку, и жучка,
В паутинке паучка,
Бабочку и муравья
Не обидим ты и я!
Не забывайте, что некоторые насекомые могут вас укусить, если вы их обидите! Не трогайте их!
* Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем,
Что они живые, знаем!
Не забывайте, что на пути могут встретиться ядовитые растения и ягоды. Не трогайте их!
* На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом.
Пусть порядок будет в нем!
- Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада. Счастливого пути!
ИГРА СО СКАКАЛКАМИ «ПЕРЕПРАВА»
5. Остановка на тропинке в пункте маршрута "Зеленая аптека".
- Внимание, мои юные туристы! Часто бывает, что в походе случается неприятность – царапина, ушиб или укус какого-нибудь насекомого, а врача рядом нет. Что же делать? Кто знает, что такое аптека? (Ответы детей) Ребята, природу часто называют Зеленой аптекой, потому что здесь встречается много лекарственных растений. У меня есть картинки с изображением некоторых. Попробуем их найти здесь в роще? (Ищем одуванчик, ромашку, крапиву, подорожник, лесную фиалку). Воспитатель к каждому растению читает стихотворение. Здорово! У природы, оказывается, есть своя аптека, растет она под ногами. Растения всегда помогут нам. Но применять растения можно лишь те, которые растут в лесу, далеко от дорог. Ну что, запомнили, какие растения и в какой ситуации вам помогут? Давайте проверим. Игра "Какое растение выручит?" Воспитатель называет ситуацию (царапина, укус, кашель, простуда и др.), а дети должны сказать название растения, которое сможет им помочь.
6. Первый привал «Облачный».
Расстелить одеяла, на которые дети ложатся.
-Ребята, полюбуйтесь, какие чудесные белые облака плывут по голубому небу!
Эй, отвечайте скорей, облака! В. Бредихин
Вы прилетели к нам издалека?
Как далеко собираетесь плыть?
Трудно, всегда путешествуя, жить?
Сколько же дней провели вы в пути?
Вам не наскучило в небе ползти?
Сильно ли ветер толкает в бока?
Что?!Вам пора? Ну, пока, облака!
-Ребята, вам нравятся облака? А вы знаете, как они называются?
Познакомить детей с перистыми и кучевыми облаками (показать картинки).
- Какие облака сейчас над нами? (Кучевые)
Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака)
- Я предлагаю поиграть в необычную игру «Эхо»!
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Я сейчас умру от смеха!
Здесь в лесу оно живет,
Целый день кричит, зовет.
Отвечает тут и там
Самым разным голосам.
Правила игры: я говорю слово громко, а следующий игрок должен его повторить тише, следующий еще тише. Попробуем? Слова для игры: радуга, лошадка, солнышко.
- Полежим еще немного, прислушайтесь к природе.
Через некоторое время спросить у детей, какие звуки, чьи голоса они слышать?
7. Продолжение пути.
Второй привал «Костровой».
Дети рассаживаются на коврики по кругу.
- Ребята, у нас привал. Привал – остановка на большой поляне. Мы пришли к цели нашего похода. Вы молодцы! Я для вас приготовила загадки о предметах, которые очень нужны туристу в походе. Давайте проверим, сможете ли вы их отгадать?
Туристические загадки:
Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
(Рюкзак)
И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет,
А как спать в ней сладко
Что это?
латка)
Он в походе очень нужен,
он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок)
- Кстати, ребята, знайте, что из-за костра часто случается беда – лесной пожар, вся природа в этом месте погибает, земля потом долго свои ожоги залечивает. Поэтому ради забавы жечь костер в лесу нельзя! Но в походе с ночевкой, без костра не обойтись! Туристам нужно согреться, пищу приготовить. Помните, что костер – надежный друг человека лишь при умелом и осторожном обращении с огнем. Но он может стать и хищным разбойником, если относиться к нему пренебрежительно.
Запомните несколько правил:
*костер всегда разводит только взрослый;
*нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, около деревьев;
*надо сперва подготовить место для костра, лопатой снять верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
*для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
*перед уходом домой костер хорошо заливают водой, чтобы он остыл, и ямку накрывают снятым слоем земли.
- Давайте узнаем, чем можно потушить огонь.
Экспериментальная деятельность с огнем (проводит воспитатель, дети только наблюдают). Выводы: огонь можно потушить песком, водой, плотной тканью. Настоящий турист никогда не будет жечь костер понапрасну, ведь никому не хочется из любителя природы превратиться в ее губителя.
- Берегите природу!
8. Помните, если поход длится несколько дней с ночевками, то без палатки и спального мешка не обойтись! Они станут вашим домом и кроваткой в лесу, защитят от насекомых и согреют. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку.
СБОР ПАЛАТКИ. УКЛАДЫВАНИЕ В СПАЛЬНЫЙ МЕШОК.
9. ПЕРЕКУС.
10. Спортивные игры:
• «Пройти, не оступись» (по «кочкам»- кружочкам)
• «Пронеси мяч в ложке»
• Свободные игры детей со спортивным оборудованием (по желанию): «Метание в цель», «Бег в обручах» и другие.
11. Уборка поляны и сбор рюкзаков.
– Ну что, ребята! Нам пора собираться в обратный путь!
12. Обратный путь.
Коллективное исполнение любой знакомой детям песни.
13. По выходу с тропинки:
- Вы сегодня были очень внимательными и добрыми к природе, не отвлекались в походе и не отставали от группы. Молодцы!
- Скажите, что вы нового узнали?
- Что больше всего понравилось?
Переход дороги и возвращение в детский сад.