Анализ теоретических исследований по проблеме развития творчества детей в музыкальной и театрализованной деятельности и полученный анкетный материал позволил нам разработать экспериментальную методику и определить педагогические условия творческого развития детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации.
Цель статьи: описание выявленных критериев и уровней музыкально-творческого развития старших дошкольников.
Для определения уровней музыкально-творческого развития старших дошкольников была разработана диагностическая методика, направленная на выявление у детей первоначального уровня развития творчества в музыкальной деятельности.
Педагогическое обследование включало четыре серии заданий, направленных на выявление уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в разных видах исполнительской деятельности: певческой, музыкально-ритмической, в игре на детских музыкальных инструментах.
Обследование детей должно проводиться в индивидуальной форме в свободное от занятий время.
На основе анализа работ Н.А. Ветлугиной, Г.И. Колесниковой, Л.Н. Комиссаровой, О.П. Радыновой были разработаны критерии творческого развития детей, позволяющие выявить качественные характеристики уровней развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности:
- интерес детей к музыкально-творческой деятельности, желание заниматься ею;
- самостоятельность действий;
- оригинальность творческих проявлений, способность к перевоплощению;
- способность к поиску адекватных выразительных средств для воплощения замысла и «вхождения в образ».
По каждому критерию были разработаны показатели уровней развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности.
Оценка качественных проявлений осуществлялась по 3 - балльной шкале.
Кратко опишем показатели уровня развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности
Первый критерий - интерес детей к музыкально-творческой деятельности, желание заниматься ею:
3 балла: дети выполняют задание с большой увлечённостью, полностью отдаваясь его реализации, направляют свои усилия на поиск новых способов создания выразительного образа;
2 балла: дети увлечены деятельностью, сосредоточивают внимание на выполнении задания. При косвенном руководстве взрослого осуществляют поиск способов создания выразительного образа;
1 балл: дети положительно относятся к выполнению задания, но не увлечены самой музыкальной деятельностью, неактивны, выполняют задание без интереса.
Второй критерий - самостоятельность действий:
3 балла: ребёнок действует независимо, без помощи воспитателя, ориентируясь на содержание музыки, особенности её материала;
2 балла: ребёнок проявляет собственную инициативу при выполнении задания, но в случае затруднения нуждается в частичной помощи взрослого;
1 балл: при осуществлении попытки выполнить задание собственными силами ребёнок ожидает помощи со стороны взрослого. При реализации поставленной задачи его действия носят подражательный характер.
Третий критерий - оригинальность творческих проявлений, способность к перевоплощению:
3 балла: самобытное, своеобразное, оригинальное осуществление замысла, яркое образное перевоплощение, новый подход к решению поставленных задач;
2 балла: своеобразная реализация замысла, проявляемая в отрывочном, неполном перевоплощении в образ; создание сжатой, незавершённой композиции;
1 балл: перевоплощение в образ возможно только на основе образца педагога, подражает его действиям или действиям других детей.
Четвёртый критерий — способность к поиску адекватных выразительных средств для воплощения замысла, «вхождение в образ»:
3 балла: ребёнок легко «входит» в образ, передаёт разнообразные чувства и настроения определённых персонажей; сопереживает этим чувствам. Находит и использует выразительные средства (мимика, голос,
пантомимика, пластичность, ритмичность) при создании образа, подбирает и использует необходимые костюмы и атрибуты для создания большей выразительности образа, при их отсутствии пытается заменить их различными материалами (подручными) или обговаривает: «Как будто на мне...»;
2 балла: ребёнок «входит» в образ, пытаясь передать мир чувств персонажа, сопереживает героям; находит, но не всегда удачно использует выразительные средства для воплощения образа; подбирает и использует атрибуты, не всегда соотнося их с особенностями образа, зачастую используя их лишь после напоминания педагога;
1 балл: ребёнок с трудом «входит» в образ, ориентируясь на подсказку педагога, скован. Использует отдельные выразительные средства лишь по образцу взрослого; испытывает затруднения в самостоятельном подборе атрибутов; костюм - единственное средство перевоплощения, без костюма не может представить персонаж и перевоплотиться.
Количественная оценка общего уровня развития творчества ребёнка в музыкальной деятельности должна выводиться из суммы оценок по каждому критерию. Таким образом, наибольшее количество баллов после выполнения 8 заданий у одного ребёнка составит 24 балла.
В зависимости от суммы набранных баллов дети могут быть разделены на три уровня по качественным проявлениям развития творчества:
1-й уровень - ВЫСОКИЙ - от 19 до 24 баллов;
2-ой уровень - СРЕДНИЙ - от 13 до 18 баллов;
3-й уровень - НИЗКИЙ - от 8 до 12 баллов.
Цель статьи: описание выявленных критериев и уровней музыкально-творческого развития старших дошкольников.
Для определения уровней музыкально-творческого развития старших дошкольников была разработана диагностическая методика, направленная на выявление у детей первоначального уровня развития творчества в музыкальной деятельности.
Педагогическое обследование включало четыре серии заданий, направленных на выявление уровня развития творчества детей старшего дошкольного возраста в разных видах исполнительской деятельности: певческой, музыкально-ритмической, в игре на детских музыкальных инструментах.
Обследование детей должно проводиться в индивидуальной форме в свободное от занятий время.
На основе анализа работ Н.А. Ветлугиной, Г.И. Колесниковой, Л.Н. Комиссаровой, О.П. Радыновой были разработаны критерии творческого развития детей, позволяющие выявить качественные характеристики уровней развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности:
- интерес детей к музыкально-творческой деятельности, желание заниматься ею;
- самостоятельность действий;
- оригинальность творческих проявлений, способность к перевоплощению;
- способность к поиску адекватных выразительных средств для воплощения замысла и «вхождения в образ».
По каждому критерию были разработаны показатели уровней развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности.
Оценка качественных проявлений осуществлялась по 3 - балльной шкале.
Кратко опишем показатели уровня развития творчества детей в разных видах музыкальной деятельности
Первый критерий - интерес детей к музыкально-творческой деятельности, желание заниматься ею:
3 балла: дети выполняют задание с большой увлечённостью, полностью отдаваясь его реализации, направляют свои усилия на поиск новых способов создания выразительного образа;
2 балла: дети увлечены деятельностью, сосредоточивают внимание на выполнении задания. При косвенном руководстве взрослого осуществляют поиск способов создания выразительного образа;
1 балл: дети положительно относятся к выполнению задания, но не увлечены самой музыкальной деятельностью, неактивны, выполняют задание без интереса.
Второй критерий - самостоятельность действий:
3 балла: ребёнок действует независимо, без помощи воспитателя, ориентируясь на содержание музыки, особенности её материала;
2 балла: ребёнок проявляет собственную инициативу при выполнении задания, но в случае затруднения нуждается в частичной помощи взрослого;
1 балл: при осуществлении попытки выполнить задание собственными силами ребёнок ожидает помощи со стороны взрослого. При реализации поставленной задачи его действия носят подражательный характер.
Третий критерий - оригинальность творческих проявлений, способность к перевоплощению:
3 балла: самобытное, своеобразное, оригинальное осуществление замысла, яркое образное перевоплощение, новый подход к решению поставленных задач;
2 балла: своеобразная реализация замысла, проявляемая в отрывочном, неполном перевоплощении в образ; создание сжатой, незавершённой композиции;
1 балл: перевоплощение в образ возможно только на основе образца педагога, подражает его действиям или действиям других детей.
Четвёртый критерий — способность к поиску адекватных выразительных средств для воплощения замысла, «вхождение в образ»:
3 балла: ребёнок легко «входит» в образ, передаёт разнообразные чувства и настроения определённых персонажей; сопереживает этим чувствам. Находит и использует выразительные средства (мимика, голос,
пантомимика, пластичность, ритмичность) при создании образа, подбирает и использует необходимые костюмы и атрибуты для создания большей выразительности образа, при их отсутствии пытается заменить их различными материалами (подручными) или обговаривает: «Как будто на мне...»;
2 балла: ребёнок «входит» в образ, пытаясь передать мир чувств персонажа, сопереживает героям; находит, но не всегда удачно использует выразительные средства для воплощения образа; подбирает и использует атрибуты, не всегда соотнося их с особенностями образа, зачастую используя их лишь после напоминания педагога;
1 балл: ребёнок с трудом «входит» в образ, ориентируясь на подсказку педагога, скован. Использует отдельные выразительные средства лишь по образцу взрослого; испытывает затруднения в самостоятельном подборе атрибутов; костюм - единственное средство перевоплощения, без костюма не может представить персонаж и перевоплотиться.
Количественная оценка общего уровня развития творчества ребёнка в музыкальной деятельности должна выводиться из суммы оценок по каждому критерию. Таким образом, наибольшее количество баллов после выполнения 8 заданий у одного ребёнка составит 24 балла.
В зависимости от суммы набранных баллов дети могут быть разделены на три уровня по качественным проявлениям развития творчества:
1-й уровень - ВЫСОКИЙ - от 19 до 24 баллов;
2-ой уровень - СРЕДНИЙ - от 13 до 18 баллов;
3-й уровень - НИЗКИЙ - от 8 до 12 баллов.