Одним из важных показателей готовности ребенка к началу школьного обучения является уровень его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи: устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Чем лучше будет развита у ребен ка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом .
Что должен уметь ребёнок до поступления в школу:
Если у вашего ребёнка остались дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду. Нарушение произношения, в конечном счетё, выльется в нарушение письменной речи у ребёнка «пишу так, как говорю и слышу».
Четкое различение на слух всех звуков речи явля ется одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опре делить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответ ствующих этим звукам букв во время письма. Поэтому необходимо развивать фонематический слух и восприятие. Можно начать работу по различению неречевых звуков. Пусть ваш ребёнок научиться различать шум работающего пылесоса, миксера, льющейся воды, стука по бокалу, чирканье спичек и т.д. Играйте в повторение звуковых дорожек, типа: да, та, да;
ка, ха, ка; ком- том – дом;
3. Владеть элементарными навыками звукового анализа слов.
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливослышать их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анали зом слов.
Необходимо научить ребёнка делить слова на слоги, определять место звука в слове, уметь придумывать слово на заданный звук, определять сколько звуков в слове,
4. Иметь достаточный словарный запас.
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, чис лительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинитель ные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова, которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет. Ребёнок должен знать имя, отчество, фамилию свои и своих родителей, где и кем они работают, домашний адрес, название города и государства , в котором живёт, столицу и т.д.
5. Иметь хорошо сформированный грамматический строй речи.
Ребёнок должен уметь владеть словоизменением и сло вообразованием. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим катего риям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова. На пример, слова «дерево» - «под деревом, на дереве, деревья» выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но «дерево» при этом так и остается деревом. При словообразо вании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называе мые однокоренные слова. Так, слова «дерево» - «деревце, деревянный» - являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Ребенок должен уметь согласовывать числительные с существительными в роде числе, падеже. Для формирования данного навыка можно использовать любые предметы, например, купили яблоки, попросите ребёнка их пересчитать, называя предмет - одно яблоко, два яблока , 3- яблока, 4 – яблока, 5 – яблок.
6. Иметь достаточный уровень развития связной речи.
Обратите внимание, как ребёнок излагает свои мысли, рассказывает какие - либо события, обратив внимание на полноту изложения, последовательность, слова каких частей речи использует.
Связная речь начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе ко торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Учите ребёнка пересказывать знакомые сказки, небольшие рассказы. Далее вы можете попросить изменить конец рассказа или сказки, например, сказки «Колобок».
Можно учить ребёнка составлять описательные рассказы про фрукты, овощи, ягоды, одежду и т.д по плану, схемам.
Хорошо развивает связную речь работа с серией сюжетных картинок, начиная с 3-х. Сначала нужно рассмотреть картинки, далее установить причинно-следственную связь и разложить картинки по порядку , а далее рассказать о том, что произошло на картинках .
Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты нельзя добиться одноразовым усилием, а возможны только при систематических и планомерных занятиях. Уважаемые, родители, занимайтесь с ребёнком сами, привлекайте дедушек и бабушек, старших сестёр и братьев. Но не забывайте, что основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра. Играйте, познавайте окружающий мир, через игру. Если у вас будут трудности, можно к работе привлечь специалистов.
Удачи, любите своих детей!
Что должен уметь ребёнок до поступления в школу:
- Правильно произносить все звуки речи.
Если у вашего ребёнка остались дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду. Нарушение произношения, в конечном счетё, выльется в нарушение письменной речи у ребёнка «пишу так, как говорю и слышу».
- Уметь различать звуки речи на слух.
Четкое различение на слух всех звуков речи явля ется одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение опре делить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответ ствующих этим звукам букв во время письма. Поэтому необходимо развивать фонематический слух и восприятие. Можно начать работу по различению неречевых звуков. Пусть ваш ребёнок научиться различать шум работающего пылесоса, миксера, льющейся воды, стука по бокалу, чирканье спичек и т.д. Играйте в повторение звуковых дорожек, типа: да, та, да;
ка, ха, ка; ком- том – дом;
3. Владеть элементарными навыками звукового анализа слов.
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливослышать их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анали зом слов.
Необходимо научить ребёнка делить слова на слоги, определять место звука в слове, уметь придумывать слово на заданный звук, определять сколько звуков в слове,
4. Иметь достаточный словарный запас.
Словарный запас, ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять нс менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, чис лительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинитель ные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова, которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет. Ребёнок должен знать имя, отчество, фамилию свои и своих родителей, где и кем они работают, домашний адрес, название города и государства , в котором живёт, столицу и т.д.
5. Иметь хорошо сформированный грамматический строй речи.
Ребёнок должен уметь владеть словоизменением и сло вообразованием. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим катего риям (по родам, числам, падежам, временам) без изменения при этом основного значения слова. На пример, слова «дерево» - «под деревом, на дереве, деревья» выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но «дерево» при этом так и остается деревом. При словообразо вании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, - образуются так называе мые однокоренные слова. Так, слова «дерево» - «деревце, деревянный» - являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.
Ребенок должен уметь согласовывать числительные с существительными в роде числе, падеже. Для формирования данного навыка можно использовать любые предметы, например, купили яблоки, попросите ребёнка их пересчитать, называя предмет - одно яблоко, два яблока , 3- яблока, 4 – яблока, 5 – яблок.
6. Иметь достаточный уровень развития связной речи.
Обратите внимание, как ребёнок излагает свои мысли, рассказывает какие - либо события, обратив внимание на полноту изложения, последовательность, слова каких частей речи использует.
Связная речь начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе ко торой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Учите ребёнка пересказывать знакомые сказки, небольшие рассказы. Далее вы можете попросить изменить конец рассказа или сказки, например, сказки «Колобок».
Можно учить ребёнка составлять описательные рассказы про фрукты, овощи, ягоды, одежду и т.д по плану, схемам.
Хорошо развивает связную речь работа с серией сюжетных картинок, начиная с 3-х. Сначала нужно рассмотреть картинки, далее установить причинно-следственную связь и разложить картинки по порядку , а далее рассказать о том, что произошло на картинках .
Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты нельзя добиться одноразовым усилием, а возможны только при систематических и планомерных занятиях. Уважаемые, родители, занимайтесь с ребёнком сами, привлекайте дедушек и бабушек, старших сестёр и братьев. Но не забывайте, что основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра. Играйте, познавайте окружающий мир, через игру. Если у вас будут трудности, можно к работе привлечь специалистов.
Удачи, любите своих детей!