Цель проекта: формирование и систематизация представлений о Родине, ее истории, национально-
культурных традициях, о городах и столице, о символах России.
Задачи проекта:
Предполагаемый результат: итоговый праздник «Наш дом - Россия»
- Знакомство с символами России (герб, флаг, гимн).
- Город-герой Москва - столица России (беседа и просмотр иллюстраций о начале строительства города, о Московском Кремле).
- Посещение выставок, организованных краеведческим музеем и дошкольным учреждением «Лесная сказка».
- Разучивание народных танцев, хороводов, игр: «Ходит царь», «Гори-гори ясно», «Лапта» и др.
- Беседа, рассматривание русских народных игрушек, чтение рассказа Е. Осетрова «Краса ненаглядная».
- Знакомство с творчеством и достижениями вели ких людей земли Русской: Сергий Радонежский, М. Ломоносов, А. Пушкин, П. Чайковский, Г. Уланова и др.
- Чтение литературных произведений и просмотр иллюстраций к ним:
•Т. Коти «Моя первая книга о России».
•В. Соловьев «История России для детей и взрос лых».
•А. Афанасьев «Народные русские сказки».
•Т. Кудрявцева «Я живу в России!».
- Дидактическая игра «Новая одежда куклы» (об истории одежды), создание эскизов.
- Разучивание песен и стихов о Родине.
- Игры нашего двора: «Резиночки», «Выше ноги от земли», «Городки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др.
- Знакомство с историей аптекарского огорода и его современным обликом (Ботанический сад в Москве).
- Проведение с детьми игры «Я - дерево». В ходе ее дети передают образ разных деревьев пластикой собственного тела: макушка дерева - голова, ствол - туловище, ветки - руки.
- Упражнение в использовании различных изобразительных техник и их сочетаний для передачи выразительного образа березы.
Речевая деятельность:
- Игры «Угадай», «Найди лишнее» (развитие внимания, памяти).
- Игра «Подскажи словечко» (умение подбирать определения к словам).
- Кроссворды, чайнворды о России.
- Составление детского толкового словаря с мини -иллюстрациями.
- Создание коллекции открыток, календарей «Города России».
- Олимпиада по творчеству А. С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках...».
Продуктивная деятельность:
- Создание иллюстраций к художественному детскому журналу «Любимые места России».
- Пленэр «Растения Самарского края».
- Лепка из песка на тему «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее России».
- Подготовка детских работ к выставке по теме «Береза - символ России».
Для выполнения творческих работ дети могут воспользоваться различными техниками, предлагаемыми для изображения березы, а также их сочетанием:
•«Березка грустит под дождем» - деревце можно изобразить, используя технику рисования гуашью по сырому слою бумаги в сочетании с техникой монотипии для передачи отражения в воде (способ вливания цвета в цвет).
•«Стройная березка опустила свои ветки-руки» или «Русская красавица». Здесь подойдет сочетание акварели и художественной пастели. Акварелью рекомендуется сделать фон, затем прорисовать дерево пастелью по сырому слою бумаги.
•Красоту березы можно передать в графике восковыми мелками белого и черного цветов или рисуя кусочками свечи и акварелью фон.
•Для создания образа березы в графике также можно использовать уголь и белую или тониро ванную тисненую бумагу.
- Аппликация на ткани «Старинный замок».
- Игры-путешествия «По родному краю».
Познавательная деятельность:
- Прослушивание Государственного гимна России и анализ текста, отдельных слов (отчизна, держава и т. д.).
- Для подготовки к празднику разным группам детей дается задание:
•выучить стихи о Родине, пословицы, загадки;
•узнать историю флага, герба;
•разучить народные игры и т. п.
Тема: «Чувствительные ладошки» (песок)
Задачи:
Содержание упражнений:
— Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные, круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)-
— Двигать по песку ладонь, поставив ее на ребро.
— Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы.
— Создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
— Найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
— Пройтись по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой руки, потом одновременно (одноименными пальцами обеих рук).
— Загадочные следы на песке — пофантазировать: чьи они?
Задачи:
—предоставление ребенку возможности почувствовать себя творцом, созидателем, преобразователем, испытать чувство сопричастности к жизни современной России и ее истории;
—воспитание желания познать собственные «корни», историю своего рода.
Подготовительная работа:
— Рассматривание карты России.
— Беседы с детьми о том, где и как строились рус ские города, чем занимались их жители, почему боль шинство городов стоят у реки.
Содержание игровых упражнений:
— Прокладывание русла реки в песочнице.
— Выбор места для строительства города на одном из берегов реки. (Аргументы в защиту собственной по зиции.)
— Строительство города из песка.
— Строительство крепости. (С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?)
— Создание журнала «Любимые места России».
— Оформление тематической выставки «Береза — символ России».
— Викторина «Что? Где? Когда?» или «Викторина Знатоков ».
— Итоговое мероприятие проекта — праздник « Наш дом — Россия», приуроченный к государственному Дню России (12 июня).
В детский праздник входит несколько тем, позволяющих проследить (на уровне возможного восприятия) отдельные вопросы из истории нашего государства. Эти темы представлены в виде кратких конспектов.
Задачи:
Дети рассматривают репродукции картин, узнают изображенные на них архитектурные строения, коло кольни, купола церкви. Обратите их внимание на арочную форму окон и дверей, которая не только придает красоту зданию, но и зрительно увеличивает его высоту.
— Чтобы подчеркнуть величественность храма, его всегда возводили на холме или другом возвышенном месте города, поселка. Обычно под куполом храма размещалась колокольня. Звон колоколов то звал на праздник, то предупреждал о беде, пожаре, нападении врагов. (Дети слушают аудиозапись колокольного звона.)
Подготовительная работа:
— Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Сегодня гонец доставил нам вот эти пригласительные билеты. Но ведь мы в один шар не поместимся, поэтому каждому надо занять место в том шаре, который совпадает с цветом его пригласительного билета.
На площадке лежат три обруча — красного (прошлое), желтого (настоящее) и синего (будущее) цветов. Обручи украшены фольгой и лентой соответствующего цвета; в одном лежат русские головные уборы — кокошник и фуражка — прошлое, в другом — бейсболка — настоящее, в третьем — ободок с антенной — будущее.
Дети размещаются вокруг обручей (воздушных шаров), закрывают глаза и медленно кружатся под музыку.
— Красный шар летит на юг, в сказочную страну, там живут герои ваших любимых сказок.
Желтый шар полетит на восток и приземлится в Тольятти, где живут добрые и целеустремленные люди, которые построили и наш город, и Автозавод.
А синий шар ветер унесет в страну фантазий. Каким он будет, наш город, через много лет, когда вы станете совсем большими?
Вот мы и приземлились, каждый в своем времени: красный шар — в прошлом, желтый шар — в настоящем, синий шар — в будущем. Я предлагаю вам пост роить города, которые расскажут о каждом времени. До говоритесь о том, кто что будет строить и какие элементы украшений вам понадобятся.
Дети строят из песка города, соответствующие (по их мнению) времени, обозначенному цветом обруча. Для большей выразительности используют в своей работе элементы украшений, которые они совместно с воспитателем подготовили заранее (окна различной формы: традиционные и современные, колонны, двери, детали для украшения крыш).
По завершению работы ребятам предлагается рас сказать о своем городе, о том, кто в нем живет, какие детали и украшения характерны для каждого времени. Обыгрываются постройки с использованием дополни тельного игрового оборудования.
культурных традициях, о городах и столице, о символах России.
Задачи проекта:
- воспитание любви к Родине, бережного отношения к ее культурным ценностям;
- закрепление умения выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
- обогащение словарного запаса детей.
Предполагаемый результат: итоговый праздник «Наш дом - Россия»
I этап:
Подготовительная работа:- Знакомство с символами России (герб, флаг, гимн).
- Город-герой Москва - столица России (беседа и просмотр иллюстраций о начале строительства города, о Московском Кремле).
- Посещение выставок, организованных краеведческим музеем и дошкольным учреждением «Лесная сказка».
- Разучивание народных танцев, хороводов, игр: «Ходит царь», «Гори-гори ясно», «Лапта» и др.
- Беседа, рассматривание русских народных игрушек, чтение рассказа Е. Осетрова «Краса ненаглядная».
- Знакомство с творчеством и достижениями вели ких людей земли Русской: Сергий Радонежский, М. Ломоносов, А. Пушкин, П. Чайковский, Г. Уланова и др.
- Чтение литературных произведений и просмотр иллюстраций к ним:
•Т. Коти «Моя первая книга о России».
•В. Соловьев «История России для детей и взрос лых».
•А. Афанасьев «Народные русские сказки».
•Т. Кудрявцева «Я живу в России!».
- Дидактическая игра «Новая одежда куклы» (об истории одежды), создание эскизов.
- Разучивание песен и стихов о Родине.
- Игры нашего двора: «Резиночки», «Выше ноги от земли», «Городки», «Прятки», «Казаки-разбойники» и др.
- Знакомство с историей аптекарского огорода и его современным обликом (Ботанический сад в Москве).
- Проведение с детьми игры «Я - дерево». В ходе ее дети передают образ разных деревьев пластикой собственного тела: макушка дерева - голова, ствол - туловище, ветки - руки.
- Упражнение в использовании различных изобразительных техник и их сочетаний для передачи выразительного образа березы.
II этап:
Речевая деятельность:
- Игры «Угадай», «Найди лишнее» (развитие внимания, памяти).
- Игра «Подскажи словечко» (умение подбирать определения к словам).
- Кроссворды, чайнворды о России.
- Составление детского толкового словаря с мини -иллюстрациями.
- Создание коллекции открыток, календарей «Города России».
- Олимпиада по творчеству А. С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках...».
Продуктивная деятельность:
- Создание иллюстраций к художественному детскому журналу «Любимые места России».
- Пленэр «Растения Самарского края».
- Лепка из песка на тему «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее России».
- Подготовка детских работ к выставке по теме «Береза - символ России».
Для выполнения творческих работ дети могут воспользоваться различными техниками, предлагаемыми для изображения березы, а также их сочетанием:
•«Березка грустит под дождем» - деревце можно изобразить, используя технику рисования гуашью по сырому слою бумаги в сочетании с техникой монотипии для передачи отражения в воде (способ вливания цвета в цвет).
•«Стройная березка опустила свои ветки-руки» или «Русская красавица». Здесь подойдет сочетание акварели и художественной пастели. Акварелью рекомендуется сделать фон, затем прорисовать дерево пастелью по сырому слою бумаги.
•Красоту березы можно передать в графике восковыми мелками белого и черного цветов или рисуя кусочками свечи и акварелью фон.
•Для создания образа березы в графике также можно использовать уголь и белую или тониро ванную тисненую бумагу.
- Аппликация на ткани «Старинный замок».
- Игры-путешествия «По родному краю».
Познавательная деятельность:
- Прослушивание Государственного гимна России и анализ текста, отдельных слов (отчизна, держава и т. д.).
- Для подготовки к празднику разным группам детей дается задание:
•выучить стихи о Родине, пословицы, загадки;
•узнать историю флага, герба;
•разучить народные игры и т. п.
III этап:
Тренинговая серия (с психологом)
Тема: «Чувствительные ладошки» (песок)
Задачи:
- активизация умения прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
- содействие развитию речи, произвольного внимания, памяти в процессе рефлексии;
- —формирование навыков позитивной коммуникации.
Содержание упражнений:
— Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные, круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)-
— Двигать по песку ладонь, поставив ее на ребро.
— Пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы.
— Создавать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка.
— Найти сходство узоров с объектами окружающего мира.
— Пройтись по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой руки, потом одновременно (одноименными пальцами обеих рук).
— Загадочные следы на песке — пофантазировать: чьи они?
Тема: «История России в играх на песке» (игра-размышление)
Задачи:
—предоставление ребенку возможности почувствовать себя творцом, созидателем, преобразователем, испытать чувство сопричастности к жизни современной России и ее истории;
—воспитание желания познать собственные «корни», историю своего рода.
Подготовительная работа:
— Рассматривание карты России.
— Беседы с детьми о том, где и как строились рус ские города, чем занимались их жители, почему боль шинство городов стоят у реки.
Содержание игровых упражнений:
— Прокладывание русла реки в песочнице.
— Выбор места для строительства города на одном из берегов реки. (Аргументы в защиту собственной по зиции.)
— Строительство города из песка.
— Строительство крепости. (С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?)
IV этап:
— Создание журнала «Любимые места России».
— Оформление тематической выставки «Береза — символ России».
— Викторина «Что? Где? Когда?» или «Викторина Знатоков ».
— Итоговое мероприятие проекта — праздник « Наш дом — Россия», приуроченный к государственному Дню России (12 июня).
В детский праздник входит несколько тем, позволяющих проследить (на уровне возможного восприятия) отдельные вопросы из истории нашего государства. Эти темы представлены в виде кратких конспектов.
Тема: «Путешествие в прошлое, настоящее и будущее России» (лепка из песка)
Задачи:
- закрепление представлений детей о ходе времени (прошлое, настоящее, будущее); возможность показать отличия и находить сходство между прошлым и современным, современным и будущим;
- воспитание интереса к коллективной работе, умения договариваться о совместной работе, планировать ее;
- развитие творческого воображения, фантазии.
- Издавна Русь славилась не только богатырями, но и мастерами, которые обрабатывали камень, строи ли храмы, воздвигали белокаменные палаты.
Дети рассматривают репродукции картин, узнают изображенные на них архитектурные строения, коло кольни, купола церкви. Обратите их внимание на арочную форму окон и дверей, которая не только придает красоту зданию, но и зрительно увеличивает его высоту.
— Чтобы подчеркнуть величественность храма, его всегда возводили на холме или другом возвышенном месте города, поселка. Обычно под куполом храма размещалась колокольня. Звон колоколов то звал на праздник, то предупреждал о беде, пожаре, нападении врагов. (Дети слушают аудиозапись колокольного звона.)
Подготовительная работа:
- Чтение сказок: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...», П. Ершов «Конек-Горбунок», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», русская народная сказка «Царевна-лягушка».
- Рассматривание иллюстраций к сказкам.
- Просмотр детских фильмов по этим сказкам.
- Рассматривание альбома с фотографиями г. Тольятти.
- Экскурсии, беседы о нашем городе и Автозаводе.
- Рисование на тему «Город будущего». Совместное рисование и вырезание характерных деталей украшения (окон необычной формы, колонн, дверей, крыш).
- Постройки из песка отдельных элементов, характерных для разных периодов времени (прошлого, будущего, настоящего).
Ход занятия:
— Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре. Сегодня гонец доставил нам вот эти пригласительные билеты. Но ведь мы в один шар не поместимся, поэтому каждому надо занять место в том шаре, который совпадает с цветом его пригласительного билета.
На площадке лежат три обруча — красного (прошлое), желтого (настоящее) и синего (будущее) цветов. Обручи украшены фольгой и лентой соответствующего цвета; в одном лежат русские головные уборы — кокошник и фуражка — прошлое, в другом — бейсболка — настоящее, в третьем — ободок с антенной — будущее.
Дети размещаются вокруг обручей (воздушных шаров), закрывают глаза и медленно кружатся под музыку.
— Красный шар летит на юг, в сказочную страну, там живут герои ваших любимых сказок.
Желтый шар полетит на восток и приземлится в Тольятти, где живут добрые и целеустремленные люди, которые построили и наш город, и Автозавод.
А синий шар ветер унесет в страну фантазий. Каким он будет, наш город, через много лет, когда вы станете совсем большими?
Вот мы и приземлились, каждый в своем времени: красный шар — в прошлом, желтый шар — в настоящем, синий шар — в будущем. Я предлагаю вам пост роить города, которые расскажут о каждом времени. До говоритесь о том, кто что будет строить и какие элементы украшений вам понадобятся.
Дети строят из песка города, соответствующие (по их мнению) времени, обозначенному цветом обруча. Для большей выразительности используют в своей работе элементы украшений, которые они совместно с воспитателем подготовили заранее (окна различной формы: традиционные и современные, колонны, двери, детали для украшения крыш).
По завершению работы ребятам предлагается рас сказать о своем городе, о том, кто в нем живет, какие детали и украшения характерны для каждого времени. Обыгрываются постройки с использованием дополни тельного игрового оборудования.
Понравился ли Вам материал? Можете оставить здесь свой комментарий: